О чем поет воронежская игрушка?
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

О чем поет воронежская игрушка?

16 мая 2011 / просмотров – 4550
Истфакт
Магия забытого ремесла Как-то в конце 1980-х наша землячка Галина Арефьева увидела в магазине среди хозяйственной утвари …красную курицу. Конечно, не настоящую, а глиняную свистульку. Вроде немудреная вещица, сделанная детворе на забаву, но было в ней что-то наивно-трогательное и родное. Словом, домой Галина Ивановна вернулась с игрушечной квочкой, а на следующий день накопала глины и до поздней ночи колдовала над своими фигурками. Так началась ее работа над возрождением традиционной народной воронежской игрушки.
Мастеровые корни
С давних пор по всей России славятся дымковские, филимоновские, абашевские «глиняные чудеса». А в наших краях, богатых глиной, как будто никто и не лепил. Но ведь во многих воронежских селах издревле работали гончары-кустари и попутно с посудой делали свистульки и прочие игрушки для ребятни. Однако со временем традиция замерла. Галина Арефьева после памятной покупки загорелась вернуть утраченное. Впрочем, в этом желании сыграл свою роль отнюдь не только случай. Галина Ивановна выросла в большой мастеровой семье. Отец запросто плел корзинки, валял валенки, изготавливал кадушки. Матушка вышивала, вязала, стегала одеяла, ткала. К рукодельным премудростям приохотились с ранних лет и семеро арефьевских детей. После окончания школы Галина окончила Елецкий пединститут и много лет трудилась в центре развития детского творчества – обучала ребят основам народных промыслов. Богатый опыт на данном поприще пригодился ей в поиске забытого ремесла.

По следам таинственной свистульки
Поиск этот стоил больших усилий, продолжается он и сейчас. Но порой, случались удивительные «подсказки». Так, однажды Галина Ивановна затеяла домашний ремонт. Тогда весь пол в квартире был устлан газетами и, когда она присела отдохнуть, наткнулась взглядом на фото бабушки со свистулькой. После прочтения статьи выяснилось, что это известная искусница, развивающая традиции городецкой игрушки. Галина Арефьева ей написала и… получила приглашение приехать, познакомиться с местным творчеством. А потом начинающая воронежская мастерица побывала на фестивале фольклора и ремесел в нашем Воробьевском районе, и ее презентация заинтересовала первого зама руководителя ассоциации «Народные художественные промыслы России» Виктора Антонова. Тогда он похвалил образы и качество исполнения арефьевских игрушек, но заметил, что по стилю они все же ближе к городецким, а «надо бы развивать свое, воронежское». После этого разговора Галина Ивановна решительно собрала свои работы в коробку и …отнесла их на мусорку, а потом принялась искать описания исконной воронежской игрушки в архивах. Ведь самих образцов у нас практически не осталось. Их поиск привел Арефьеву в московские и питерские музеи.

Царство в бомбоубежище
В Российском этнографическом музее сохранилось только семь образцов наших «игрушечных барынь». Но вскоре на фестивале в столице Галина Арефьева познакомилась с научной сотрудницей музея-заповедника «Царицыно», предполагавшей что одна коллекция в его запасниках имела воронежские корни. Галине Ивановне оформили пропуск, и она оказалась …в бывшем бомбоубежище, где хранилась часть музейных фондов. «Чего там только не было – рассказывает она, – и живопись, и керамика, и стекло… Настоящее царство!» Однако среди глиняных игрушек воронежских уже прекрасно владеющая темой Галина Ивановна не увидела. Правда, разыскать старинные оригиналы надежда есть – недавно ей удалось добыть разрешение побывать в запасниках еще одного крупного музея.

Каноны и современность
Но уже сейчас трудами мастерицы наша исконная игрушка обрела новую жизнь. Люди приносят ей найденные остатки глиняных свистулек. Ценными источниками служат описания, сохранившиеся в исследованиях обрядов Воронежской губернии и фольклор. В росписи помогают каноны, по которым издревле украшалась местная одежда. Создает Арефьева и свои образы. «Ведь что такое традиция? Когда соблюдаются основные каноны, а на них накладывается творчество мастера. Еще Салтыков-Щедрин говорил, что любая традиция когда-то была современностью», – поясняет Галина Ивановна, которой год назад художественно-экспертная комиссия присвоила почетное звание «Народный мастер».

Колядки по порядку
В каждой игрушке отражаются народные обычаи. Возьмем, к примеру, Мехоношу. Исстари так называли колядующего, ответственного за мешки для даров. В детстве уроженке Борисоглебска Арефьевой много раз доводилось участвовать в подобных обрядах.
«Колядовали семьями, – рассказывает она, – при этом участки распределялись между родовыми кланами. Забредешь на чужую сторонку – могут поколотить! Нашу улицу называли Чулок, потому что она тянулась от речки до речки… Я в процессии колядующих выполняла роль казначея – носила большую варежку-галицу для пятаков. Была у нас и своя Мехоноша – обычно женщина. Ее обряжали в вывернутый тулуп, мазали щеки сапухой (сажей), на голову одевали традиционный в наших краях убор шалюшку с мохрами – платок с бахромой и обязательно вешали на пояс фартук с карманами для даров. Веселую толпу колядующих было слышно издалека: пришла Коляда, накануне Рождества; обрядилась Коляда в овечий тулуп…»

Волшебный полумесяц
А вот глиняная красавица в рогатой кичке – головном уборе, напоминающем полумесяц. Такую кичку в языческом прошлом носили молодки, если на второй-третий годы брака у них не появлялся ребенок. Зарождающаяся луна была символом богини Мокошь – покровительницы женского начала и домашнего очага. После принятия христианства рогатые кички попали в опалу, но женщины их все равно носили, дополнив убор «маскирующей деталью» в виде лопатки.

Судьбоносный всадник
Романтичное происхождение у игрушки «Судьба» – разудалого всадника, оседлавшего крылатого коня. Крылышки задиристо вздымаются вверх, как будто коняшка вот-вот взлетит. Взмыть в небеса он хочет от радости, которая передается ему от счастливого хозяина. А все потому, что тот – потенциальный жених. Увидеть девушке в окошко конного молодца во время святочных гаданий считалось в старину верной приметой грядущего сватовства. Но если «проскрипит» на санях мимо старый дед – не бывать свадьбе в этом году!

«Птица дева Хава»
Одна из легенд о происхождении топонима Хава отражается в игрушке с таким названием. Говорят, это имя дочери татарского хана, полюбившей простого парня. Рассердился за это на нее отец и решил выдать замуж за воеводу. Только девушка бросилась с обрыва в реку, и, коснувшись воды, обернулась птицей. С тех пор раз год кружит она над этим местом – покричит и пропадет…
Каждую историю Галина Арефьева рассказывает с присказками-прибаутками. Оно и понятно – ко всему прочему мастерица сочиняет удивительные сказки. А еще почти все ее игрушки поющие. Правда, прежде чем глина в ее руках «запела», пришлось биться два года. Зато теперь игрушки и задиристо свистят, и обволакивают слух нежными переливами. Мелодия льется, а перед мысленным взором встает древняя степь, городища наших предков и синее небо, в котором парит птица Хава…
Казачки не плачут! В коллекции Галины Арефьевой более 1300 образцов глиняных игрушек со всех уголков страны (не считая своих!), и у каждой свой секрет. Скажем, «глиняная казачка» из Липецкой области (представительница известной романовской школы) держит в руках гармонь. Эта праздничная с виду игрушка на самом деле отражает обычай, который помогал овдовевшим казачкам справиться с горем. По нему, потерявшая мужа женщина надевала самый красивый наряд, брала гармонь и шла в степь. Там она играла и голосила что есть мочи песни, изливая так всю горечь потери.
«Вождение козы». Игрушка с таким названием отражает обряд, бытовавший в селе Титаревка Кантемировского района. На Троицкие или Зеленые святки парня обряжали в вывернутый полушубок, пристраивали за шиворот рогатину с мочалом-бородой. Эта ряженая «коза» в сопровождении колядовщиков ходила по дворам и вела забавную игру – капризничала, требовала больше даров, падала и дрыгала ногами. Но главным в потешной церемонии было дотронуться «рогами» до земли, чтобы передать ей часть магической силы, ведь это животное считалось одним из самых плодовитых.
Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели