О чем мечтает скульптор?
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

О чем мечтает скульптор?

26 сентября 2011 / просмотров – 2771
Истфакт
У монументов Антонины Толмачевой, установленных в разных населенных пунктах области, проходят самые торжественные мероприятия. С ее композицией «Поляна сказок» в Советском районе Воронежа связаны счастливые детские воспоминания многих наших земляков, а толмачевские воины на Чижовском плацдарме стали одной из визитных карточек города. Да разве все перечислишь? 29 сентября Антонина Артемовна отмечает 75-летний юбилей и большую часть жизни она «одушевляет» глину, гипс, камень, дерево, металл, превращая немой материал в яркие «говорящие» образы. У нее редкая для женщины профессия. Она скульптор-монументалист.
А началось все в детском доме в Днепропетровской области, где юная Тоня оказалась после войны. Здесь ее талант получил первое признание. «К нам часто приезжали представители фабрично-заводского училища отбирать ребят на учебу, – вспоминает Антонина Артемовна, – но меня в такие моменты всегда куда-нибудь отсылали. Директор говорил – я даже курицу не намалюю, а у тебя все как живое получается. Ты должна рисовать!» В итоге воспитанницу направили в худучилище. Тоня успешно прошла отбор на отделение живописи, но потом попробовала лепить и влюбилась в это занятие. Позже она задавалась вопросом – почему? Ведь мастерство ваятеля, кроме всего прочего, требует больших физических усилий. А Толмачева, поступившая после окончания училища во Львовский институт искусства, к тому же выбрала «мужскую специализацию» – монументалистику. Ответа она не знает до сих пор, но процесс создания скульптуры по-прежнему ее завораживает. Призвание, не иначе.

Репьевская «Родина-мать»
В Воронеж Антонина Артемовна приехала сразу после института – в 1964 году. «К тому времени город уже оправился от войны, однако оставалось еще немало «белых пятен», которые предстояло заполнить архитекторам и скульпторам, – рассказывает Толмачева, – было сложно, но воронежские художники настолько вдохновенно отдавались делу! Я очень рада, что попала в такую творческую атмосферу». В области тоже шла большая созидательная работа. Повсюду возводились монументы, призванные увековечить память о Великой Отечественной. 15 из них были созданы Антониной Артемовной. Эти произведения стали настоящими народными символами подвига военного поколения. Здесь всегда живые цветы. Рядом с ними проводят митинги и праздники. Толмачевскую скульптуру «Скорбящая», что стоит у могилы погибших воинов в селе Репьевка, местные жители с гордостью называют «наша Родина-мать».

«Клятва-салют»
Особая страница в творческой биографии Антонины Артемовны – Чижовский плацдарм. В 1975 году здесь «выросли» три ее солдата, вскинувшие автоматы в небо в вечной присяге хранить память о павших. Она назвала композицию «Клятва-салют». Проект обошел другие работы в серьезном конкурсном отборе: когда выбирали модель будущего памятника, его различными вариантами был заставлен огромный зал. Спустя 10 лет, после реконструкции мемориала, Толмачева перевела воинов в листовую медь. Теперь без величественной триады невозможно представить Воронеж.

«Королькова была готовая скульптура!»
Работы Толмачевой всегда были востребованы на всевозможных выставках, что, впрочем, не удивительно, ведь у каждой из них – особый характер. Чего стоит одна скульптура сказительницы Анны Корольковой! Это настоящая русская бабушка, в образе которой воплощена исконная народная мудрость. Кажется, спроси ее о чем-то и она откликнется! «Я никогда не видела ее женщиной-обывательницей, – вспоминает Анна Артемовна, – она всегда встречала меня наряженной в русский костюм и восседала этаким монументом на свой стульчик. Вы знаете, Королькова была готовая скульптура! А как Анна Николаевна говорила! Словно кружево плела. Она пока позировала мне, рассказывала сказки, и в ее чудном говоре слышалась сама Древняя Русь».

Горыныч из коряги
Интересуюсь: с каким материалом больше нравится работать? Моя собеседница отвечает: «У каждого свои возможности и для каждого свои методы. Я когда в 1970-е за «Поляну сказок» взялась, все перепробовала. Чеканку, сварочную технологию… Дерево для Змея Горыныча отыскала в районе СХИ. Там просеку делали, и мне попались такие красивые коряги! Наняла машину, вывезла их. Голову выполнила из металлических отходов». Так в Детском парке Советского района (ныне – «Танаис») поселились персонажи из любимых детворой историй. К сожалению, сказочному городку пришлось столкнуться с проблемами реального мира. Скульптуры необходимо реставрировать каждые 8 лет, но этого делать не стали и со временем роскошный комплекс пришел в упадок. Для Анны Артемовны, вкладывающей в каждую работу свою душу, это то еще испытание, но мастер руки не опускает. Она по-прежнему полна творческих идей.

Явление Сабурова
Совсем недавно, к празднованию 425-летия Воронежа, Толмачева выставила на конкурс модель памятника первому воронежскому воеводе Сабурову. То, как родился этот образ, – почти мистическая история. Работать пришлось в очень сжатые сроки. К тому же Анна Артемовна как раз перебиралась со своей мастерской с прежнего места на Пушкинской в другую часть города. Тем не менее, вскоре были готовы три варианта. Один из них понравился архитектору, но, как говорит, Толмачева, на следующий день ей «явился» совсем иной Сабуров – из кучи пластилина: «Зашла мастерскую, и взгляд упал на эту самую кучу. Я пригляделась, и у меня начал вырисоваться образ. Мощная круча, на которой восседает воевода. То есть даже не восседает, а властно «врос» в эту землю: «Мое, не отдам врагу!» У него косматая кудрявая голова. Ветер треплет волосы. А как иначе? Ведь не может же человек, чья жизнь прошла в военных походах, быть «при параде»? Пронеслось все это у меня в голове, и я схватилась за глину».
Воевода у Толмачевой получился знатный! Былинный богатырь, защитник земли русской. Правда, конкурсный отбор еще не завершен. «Это не так просто, – пояснят Анна Артемовна, – образ знаковый для города, нужно выбрать лучший из лучших. Говорят, будет еще один конкурс. Непременно буду участвовать, уже есть мысли!»

На взгляд мастера
Облик Воронежа меняется на глазах. Как оценивает эти перемены человек, который всю жизнь посвятил искусству? «Мне нравится, что сейчас больше внимания уделяется оформлению парковых зон, – говорит Анна Артемовна, – ухоженные зеленые островки всегда радуют. Приятно, что у нас в последние годы появляются новые памятники и декоративные скульптуры. Но я мечтаю, чтобы их стало больше. У нас много интересных авторов, много идей. Когда я вижу пустой сквер или аллею, всегда хочется что-то там сделать».
Создание скульптуры – процесс многоэтапный, требующий большой творческой энергии, физических сил, дорогостоящих материалов и участия других специалистов – форматоров, литейщиков, сварщиков. Но «привязать» ее к месту тоже непросто. Как говорит Толмачева, «она должна выглядеть так, словно здесь родилась. Допустим, есть идея увековечить образ Сабурова у ВГУ. Место красивое, но сложное. Надо «вынуть» его старину, а там уже университет стоит. Это часть современного оформления города. Нужно найти гармоничное решение. К тому же здесь пересекаются линии электропередач, что также необходимо учитывать».
Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели