На пороге нового столетия
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

На пороге нового столетия

8 ноября 2018 / просмотров – 2462
Образование


Один из старейших вузов России, альма-матер выдающихся ученых, кузница высококвалифицированных кадров, – Воронежский государственный медицинский университет им. Н. Н. Бурденко празднует 100-летний юбилей. О ключевых достижениях, масштабных планах, научных исследованиях и современных подходах к обучению будущих врачей корреспонденты «ГЧ» поговорили с ректором учебного заведения, доктором медицинских наук, профессором, академиком РАЕН Игорем Есауленко.

– Вы являетесь выпускником ВГМУ им. Н. Н. Бурденко, который сегодня возглавляете. Можете вспомнить интересные моменты из студенческой жизни?

– Вся моя трудовая биография связана с Воронежским медицинским университетом. На лечебный факультет я поступил в 1973 году и, успешно его закончив, продолжил работу в качестве аспиранта, ассистента, доцента, профессора... Интенсивную учебу мы совмещали с общественной жизнью: я был заместителем секретаря Комитета комсомола, старостой кружка по общей хирургии – нам доверяли участие в операциях на вторых руках, занимались собственными научными исследованиями, пусть и скромными. 70-е годы – это еще и участие в студенческих строительных отрядах. За качественную работу в 1977 году меня поощрили поездками в составе молодежной группы в Бельгию, Голландию и Люксембург, – опыт потрясающий, особенно в то время, когда это было практически невозможно. Для меня студенчество – это каждый день интересные события, в этом – прелесть молодости.

– Если бы Вы не связали свою жизнь с педагогической и научной деятельностью в области медицины, кем бы стали?

– Я хотел быть врачом с 8 класса: посещал Клуб юных медиков, Школу медицинских знаний. В то время в числе обязательных вступительных экзаменов была физика, и я даже перевелся в гимназию им. А. В. Кольцова, чтобы лучше усвоить этот предмет. Так что, сомнений, куда пойти учиться, не было.

– ВГМУ им. Н. Н. Бурденко – одно из старейших и престижных медицинских учебных заведений в нашей стране. С какими ключевыми достижениями и показателями университет подошел к своему столетию?

– Мы давно зарекомендовали себя как учреждение, в котором готовят сильных специалистов и ведут современные разработки в области медицины, биологии, фармации. О том, насколько наша деятельность соответствует высоким стандартам, можно судить по рейтингу – мы стабильно входим в десятку лучших медицинских вузов страны.

Система здравоохранения развивается, и мы двигаемся с ней в одном темпе: реконструировали исторические корпуса, построили новые, создали учебно-лабораторный корпус, учебно-виртуальную клинику, оснащенную по последнему слову техники. В наших подразделениях – настоящее медицинское оборудование и виртуальные тренажеры, что делает процесс обучения не только эффективным, но и комфортным для студентов. Врач, чтобы успешно заниматься практикой, сам должен быть здоровым и сильным, поэтому у нас есть Спортивно-оздоровительный комплекс с бассейном, тренажерными залами, медицинским кабинетом, сауной.

– За время работы в должности ректора Вы создали новые структурные подразделения: три института, два факультета, десять кафедр. Инициативы исходили лично от Вас? Можете рассказать об этом подробнее?

– Любые новации не возникают сами по себе – они продиктованы временем. Если не будешь готов к переменам – окажешься за бортом. Открыть кафедру, тем более факультет – задача не простая: нужно создать учебно-методический комплекс, подготовить материально-техническую базу и, главное – располагать кадрами, которые будут готовить студентов. Медицинское образование сегодня должно строиться не только на фундаментальных знаниях, но и соответствовать современному рынку услуг. Именно поэтому мы открыли медико-профилактический факультет, где готовим врачей-гигиенистов, фармфакультет, Институт сестринского образования, в котором медицинские сестры получают высшее образование. Эти структуры не новы, но соответствуют современным задачам здравоохранения.

– Изменился ли подход к подготовке будущих врачей? Хотелось бы услышать об идеологической и этической составляющей их воспитания.

– К профессии врача во все времена предъявляли высокие морально-этические требования. Прежде всего, это милосердие, сострадание и в целом ориентированность на гуманистические принципы. Но также всегда от врача ждали профессиональных действий, высокой компетентности – невозможно вылечить только словом или уповая на силы небесные.

А вот подход к подготовке специалистов, конечно, меняется в духе научно-технического прогресса. У студентов сейчас больше свободы и самостоятельности: они черпают знания не только из лекций и семинаров в рамках учебной программы – им доступна колоссальная познавательная база. Учиться сложно, профессионалом вообще возможно стать не менее чем через 10 лет практики после окончания университета, но для того, кто твердо решил стать врачом, это нормально. Раньше практические навыки мы могли приобрести только у постели больного. Сегодня для получения первичных навыков у нас есть учебно-виртуальная клиника, оснащенная самыми современными симуляторами и тренажерами. Задача педагога в новых условиях – правильно выстроить дидактику преподнесения материала, научить конкретным навыкам. Остальное же молодой врач приобретет на практике и в процессе личного развития.

Знать и уметь – две важные составляющие подготовки врача. Третьей не менее важной составляющей является милосердие. Эту триаду в медуниверситете начал «обрамлять» созданный в 2003 году Центр добровольчества «Млечный путь». Специфика работы этого объединения – преемственность поколений волонтеров. На протяжении 15 лет волонтеры ВГМУ оказывают помощь и психологическую поддержку детям-сиротам, ухаживают за людьми с ограниченными физическими возможностями. В числе направлений работы «Млечного пути»: медицинское, социальное, культурное, экологическое волонтерство, благотворительность, космическое просвещение, пропаганда здорового образа жизни.

Большое значение имеет и духовное воспитание молодого поколения. Деятельное участие в нравственном воспитании будущих врачей сегодня принимает Русская Православная Церковь в лице Воронежской митрополии. Между Воронежским государственным медицинским университетом, Воронежской и Лискинской епархией, а также Воронежской духовной семинарией подписан договор о сотрудничестве.

– Как Вы относитесь к введению системы непрерывного медицинского образования? НМО (эффективная система повышения квалификации сотрудников системы здравоохранения) – в чем ее плюсы?

– Вообще-то и раньше врач, чтобы продолжить практику, должен был раз в 5 лет проходить курсы повышения квалификации. Сейчас благодаря современным способам связи многое можно делать дистанционно. Непрерывное медицинское образование продиктовано временем: сегодня необходимо повышать квалификацию постоянно. Врача, который этого не делает, нужно списывать со счетов. Смысл НМО в том, чтобы специалист мог продолжить практику, и оно просто встроено в логистику современного образования.

– Какой вклад в науку ВГМУ делает сегодня, что в планах? Какие исследования и разработки ведутся на базе университета в настоящий момент? Отметьте наиболее успешные из них.

– Исследования, которыми мы занимаемся, в первую очередь направлены на решение проблем здравоохранения. Темы формируем, исходя из приоритетных направлений государственной политики. Ориентируемся на стратегии развития медицины и фармацевтической промышленности, а также программу развития биотехнологий до 2020 года. Наши уже существующие разработки используются в акушерстве, гинекологии, урологии, неврологии, онкологии и хирургии. В данный момент ведем работу по генетическому гомеостазу, влиянию арт- и ароматерапии, методам коррекции сколиоза, влиянию низкочастотных вибраций на биологические объекты и по многим другим направлениям. Хотелось бы отметить, что за последние годы индекс Хирша* университета вырос до 1200 единиц. Это отличный показатель.

– ВГМУ им. Н. Н. Бурденко – один из крупнейших научно-педагогических и лечебно-диагностических центров России. Как это отражается на развитии материально-технической базы университета?

– В структуре нашего университета – пять учебных корпусов, стоматологическая поликлиника, Воронежская детская клиническая больница, НИИ ЭБМ, Учебно-виртуальная клиника, крупная библиотека, 6 факультетов (лечебный, педиатрический, стоматологический, медико-профилактический, фармацевтический факультеты и факультет подготовки кадров высшей квалификации) и 3 института (сестринского образования, дополнительного профессионального образования и Международный институт медицинского образования и сотрудничества). В планах – развивать научно-исследовательские лаборатории – молекулярной морфологии и имунной гистохимии, а также лабораторию постгеномных исследований. Из 70 наших кафедр в учебных корпусах находится только 20, остальные базируются в больницах и поликлиниках: каким бы замечательным во всех смыслах не было обучение на симуляторах и тренажерах, высококлассный врач все же формируется у постели больного.

Развитие нашего университета, конечно, связано с модернизацией и совершенствованием всей системы здравоохранения. Одно из приоритетных направлений государственной политики сегодня – улучшение демографической ситуации в стране, поэтому особое место в наших разработках занимает превентивная медицина, проекты по борьбе с онкозаболеваниями, ментальными расстройствами. На проведение исследований для молодых ученых предусмотрены Президентские гранты. В общем мы участвуем в более чем 80-ти федеральных, региональных, межобластных и международных проектах и программах.

Также хотел бы отметить, что число желающих учиться у нас в этом году, по сравнению с прошлым, выросло почти в два с половиной раза. И мы заняли 1 место среди всех вузов Воронежской области по качеству бюджетного приема.

– Как осуществляется взаимодействие с международным академическим пространством? Одна из приоритетных задач государственной политики сегодня – попасть в первую десятку стран по качеству образования, в частности, высшего. Какова позиция ВГМУ им. Н. Н. Бурденко на международной арене?

– Конечно, мы ведем работу по интеграции университета в международное пространство – это касается как образования, так и научных исследований. Во-первых, как я уже говорил, на базе ВГМУ есть Международный институт медицинского образования и сотрудничества, и за время его работы мы выпустили более 600 иностранных специалистов из самых разных уголков планеты. Во-вторых, наш профессорско-преподавательский состав участвует в зарубежных научных симпозиумах, конференциях. В-третьих, иностранные ученые приезжают к нам читать лекции, и, конечно, у нас осуществляется программа обмена студентами. А в рамках Российско-Китайской Ассоциации медуниверситетов регулярно проходят языковые олимпиады и организуются летние языковые школы. Мы, кстати, открыли первый в России Центр традиционной китайской медицины – это результат сотрудничества с Харбинским медицинском университетом. Тесное взаимодействие осуществляем с медицинским факультетом Университета им. Гумбольдта в Берлине.

– Вы возглавляете медицинский университет уже 18 лет. Ставите масштабные цели? Каким видите ВГМУ им. Н. Н. Бурденко через 5, 10, 50 лет? А через 100 лет?

– Посмотреть на 100 лет вперед невозможно – скорее всего, система образования будет совершенно другая. А вот через 5-10 лет все процессы будут четко информатизированы – уже сегодня мы работаем над проектом «Цифровой университет», который объединит все направления работы ВГМУ. Образование будет строиться с учетом индивидуальных характеристик каждого, что возможно благодаря открытию в электронной базе личных кабинетов и наполнение их той информацией, которая нужна для подготовки конкретного специалиста.

Думаю, повысится уровень самосознания, самоорганизации, возрастут индивидуальные ресурсы. Необходимо также быть более спаянными с практическим здравоохранением: идеально, если все кафедры медицинского вуза будут находиться при больницах. Что важно, уже сегодня есть методики, которые позволяют при обучении студентов обходиться без экспериментов над животными, и эта сфера получит дальнейшее развитие.

Еще очень важный момент – вузовская наука. Образование должно идти рука об руку с исследованиями, и со временем вузы станут полноценными научно-образовательными центрами. Сегодня в нашей стране их воспринимают все же несколько иначе – масштабные разработки в России ведутся в Академии наук, Национально-исследовательском институте, а во всем мире – в обычных вузах. Но постепенно все меняется, и качество подготовки кадров выходит на другой уровень.

 

*наукометрический показатель для оценки научной продуктивности

Татьяна Клевцова
239-09-68
36glch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели