"Мы не любили играть в войну"
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

"Мы не любили играть в войну"

16 июля 2014 / просмотров – 2535
Истфакт

Воронеж детства Олега Казаневского был совсем не такой как сейчас. Пожарные тогда носили каски, похожие на гладиаторские шлемы. Телевидение казалось чудом. А рядом с магазином, куда юный Олег ходил за покупками, зиял окоп… «Эти воспоминания как яркие вспышки, – говорит наш собеседник, – с тех пор многое изменилось до неузнаваемости». Но островки того, почти ушедшего послевоенного города еще остались. Какие секреты они хранят?

Карусель с боевым прошлым
В поисках этих островков прошлого мы отправились с Олегом Казаневским в Коминтерновский район. Именно здесь наш рассказчик провел свои детские годы.
Воронеж тогда еще не «залечил» раны войны. «Многие здания стояли с пустыми окнами, – говорит Олег Николаевич, – немало было пустырей, но город возрождался и рос быстрыми темпами. Большую роль в его восстановлении играли крупные предприятия и в этом районе в частности – завод «Электросигнал»...
И все-таки печать «огненных сороковых» еще была явственной в городском пейзаже. Один из таких следов в 1950-е можно было увидеть близ дома с современным адресом Московский проспект, 24. «Тогда в этом здании размещался продовольственный магазин, – рассказывает Казаневский, – у него всегда толпилась очередь и поскольку в одни руки отпускали ограниченное количество продуктов, взрослые брали с собой детей. Стоять приходилось часа по два. Для подвижной детворы – задача непосильная… А напротив здания был окоп и в нем – остатки то ли пулемета, то ли малокалиберной пушки. Это орудие мальчишки приловчились использовать как карусель – один усаживался верхом, другой крутил ствол». Необычный аттракцион пользовался огромной популярностью, поэтому рядом с магазином в окопе выстраивалась еще одна очередь – из ребят, желающих покататься на пушке.
Юные испытатели
«Но вообще мы не любили играть в войну, – отмечает Олег Николаевич, – дело в том, что никто не хотел выступать в роли немцев…» Хотя, конечно, совсем без «милитаристских забав» не обходилось, ведь у мальчишек, воинственность, как говорится, в крови. Многие ребята мастерили по особой технологии так называемые поджигные пистолеты. Для основы использовалась металлическая трубка, для «начинки» – головка спички. Конструкция применялась для разнообразных экспериментов, при этом юные испытатели строго соблюдали меры безопасности. К слову, знаменитый отечественный конструктор стрелкового оружия Игорь Стечкин в детстве тоже увлекался подобными опытами и описал поджигные пистолеты в своих воспоминаниях…
Тайна серебряной ложки
Особая история у дома, где наш собеседник провел первые десять лет своей жизни. Сейчас у этого краснокирпичного здания адрес проспект Труда, 30.* «Здание было построено еще до Великой Отечественной и уже тогда, видимо, использовалось как жилое, – говорит Олег Николаевич, – а вот в войну, по рассказам старожилов, его заняла зондеркоманда оккупантов, которая занималась сбором и вывозом в Германию различных материальных ценностей. В детстве я как-то нашел в грунте под балконом серебряную ложку. Видимо, она осталась с тех самых времен…»
Особенности коммунального быта
В послевоенные годы в одной части дома поселились сотрудники управления промышленности и строительных материалов (в этом ведомстве работал и отец Олега Казаневского), а в другой – работники кордной фабрики. В обеих половинах здания квартиры были коммунальными, причем под жилые «апартаменты» их обитатели ухитрялись приспособить самые крошечные помещения. Так, одна из соседок нашего рассказчика ютилась …в бывшей ванной комнате размером 2,5 на 2,5 метра. Самой ванны там, конечно, не было (металлическую емкость, прихватили с собой немцы), зато имелось окошко. А закуток с каким-никаким видом, это уже не чулан какой-нибудь!
Теснота была не единственной трудностью быта послевоенных лет. В доме долгое время не было газового отопления. Обогревался он с помощью печей. На них же готовили. А в теплое время года варили пищу на «летней кухне» – в одноэтажном строении во дворе. На пленэре располагались и прочие удобства. Санузел и водопровод в здании появились только к середине 1950-х.
Не было здесь в те годы и других привычных для современных горожан благ, например, такого средства коммуникации как телефон. А уж с «голубым экраном» обитатели дома познакомились и того позже. К слову, первые телеприемники требовали особого ухода. Для увеличения изображения они были снабжены линзой, которую следовало наполнять глицерином, дистиллированной водой или соляным раствором…
Здание с «излишествами»
Отдельный разговор – дома, которые в детстве казались нашему собеседнику необычными и интригующими. Один из них с современным адресом проспект Труда, 14 вырос у него на глазах. Его возводили на месте разрушенного довоенного строения, и целый год долбили прежний фундамент отбойными молотками. А потом появилось новое здание – с виду вроде обычная типовая «коробка», но ее фасад украсила затейливая лепнина. Тогда в стране еще не началась хрущевская кампания «по борьбе с архитектурными излишествами» и проектировщики смогли немного пофантазировать с декором…
Еще одно любопытное строение – особнячок с отделкой «под классицизм» – старожилы называют «Стахановским магазином». До войны здесь приобретали товары только передовики производства (отсюда и название). Постепенно учреждение утратило особый статус и превратилось в обычную торговую точку.
Огнеборцы и Древний Рим
Эти здания целы, а вот диковинный дом по улице Урицкого, 74 почти снесли. Остался только фасад да часть боковой стены и, видимо, ненадолго – рядом развернулась стройка. Довоенный дом не стоит под госохраной, но интересен тем, что сделан из клейменных кирпичей. На них отчетливо читается «Г.С.Н.Х» – Губернский Совет Народного Хозяйства.** Таких строений в Воронеже единицы.
Кстати, с этим домом связано еще одно яркое детское воспоминание нашего рассказчика. Здесь неподалеку находилась пожарная часть, и маленький Олег как завороженный наблюдал за воронежскими огнеборцами. Особенно его восхищала экипировка пожарных. Их массивные шлемы навевали начитанному мальчику ассоциации с древнеримскими гладиаторами…

*Прежний адрес –10-летия Октября, 12. В 1962-м эта улица была переименована в проспект Труда.
**Маркировка помогает датировать здание. Известно, что совнархозы были созданы в советский период. А если учесть, что деление на губернии в стране просуществовало до 1928-го, можно предположить, что дом появился не позднее этого года.

Наш гид Олег Казаневский – воронежец в пятом поколении. Его профессиональная стихия – техника, приборостроение, проектирование. Сфера особого интереса – краеведение. Олег Николаевич является членом общественной организации «ЭКОС», которая во главе с ее руководителем Владимиром Мальцевым уже много лет ведет обширную работу по сохранению исторического наследия в Воронеже.

Любопытный факт. В годы детства Олега Казаневского мальчишки увлекались …строительством крепостей. Но, конечно, не настоящих, а этаких замков из песка. Возводили данные «фортификационные сооружения» две команды. У каждой была своя технология. Потом выбирался судья, который ударом мяча тестировал крепости на прочность. Побеждала та команда, чей песчаный замок дольше выдерживал «осаду».

Фотографии Евгения Сорбо.

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели