Психологический настрой превыше всего
Проверка психологической подготовки будущих первоклассников к школьной жизни осуществляется по пяти основным направлениям. В первую очередь специалисты, которые проводят диагностику, обращают внимание на общий кругозор ребенка. Так, будущий школьник должен знать свою фамилию, имя, отчество, а также дату рождения и возраст.
«Наша задача – определить, насколько ребенок ориентируется в окружающем мире, – рассказывает педагог-психолог «Центра развития образования» Хохольского района Светлана Киселева. – Для этого мы просим перечислить, каких он знает домашних, диких животных, виды цветов, назвать овощи, фрукты, дни недели».
Следующим пунктом педагоги проверяют мотивационную готовность, выясняют, есть ли у ребенка желание учиться.
«После прямого вопроса «Хочешь ли ты ходить в школу?» мы задаем ряд провокационных, например, для чего нужен звонок, парта, для чего детям необходимо получать знания, – уточняет Светлана Михайловна. – Помимо этого, мы обязательно проводим беседы с родителями, спрашиваем о том, что малыши говорят дома по поводу учебы. Причем здесь ключевую роль играет именно влияние взрослых: все зависит от того, как они настраивают ребенка на обучение».
Не менее важно определить уровень развития логического мышления ребенка. Для этого будущему ученику дают три задания. В том числе просят найти «четвертое лишнее» определение в ряду связанных слов и объяснить, почему выбрал именно этот вариант ответа.
«Дальше мы предлагаем составить рассказ по серии сюжетных картинок – в среднем, это 4-5 изображений, – продолжает педагог-психолог. – Ребенок должен разложить по порядку, что за чем следует, и постараться составить связную историю из 5-6 предложений. Есть еще задание – «Визуальные аналогии». Мы просим будущего первоклассника, следуя определенному образцу, составить ряд соотносящихся друг с другом изображений».
Затем психологи проверяют кратковременную речевую память. Ребенку зачитываются 10 слов, и его задача – повторить их. Для детей в возрасте 6-7 лет хорошим показателем считается 8-9 слов. Еще одно задание – дошкольнику показывают картинку с цветными фигурами и цифрами. Потом ее прячут, и ребенок должен воспроизвести изображение, в том числе правильно выбрать цвета. Как правило, здесь дети допускают 1-2 ошибки.
Последний этап психологической диагностики – определение, насколько развита моторика руки и зрительно-моторная координация. В этих целях используют тест Бендера – ребенку дают образец с нарисованными фигурками, и предлагают перерисовать их. Прежде всего, специалисты смотрят, как точно будущий первоклассник воспроизводит фигуру, насколько четкие рисует линии.
Отметим, для того чтобы проверить психологическую готовность своего ребенка к школе не обязательно записываться на прием к специалисту. Эти задания отлично подойдут и для самостоятельной «диагностики».
«К 6-7 годам, когда ребенок готов к школе, у него должны быть развиты внимание, память, мышление, моторика рук, плюс должна присутствовать мотивация к учебе, – подводит итог Светлана Михайловна. – В этом возрасте дошкольник должен уметь концентрироваться на занятиях, и, не отвлекаясь, самостоятельно выполнять задания в течение 15 минут. Кроме того, дети должны уметь находить отличия между предметами, копировать узоры. Что касается памяти, то будущий первоклассник может запоминать 8-10 картинок, заучивать небольшие четверостишия, а также повторять текст в объеме 3-4 предложений. Помимо этого, он может определять последовательность событий, складывать разрезную картинку из 9-10 частей. Также ребенок должен уметь находить и объяснять отличия между предметами и явлениями, аргументировать свой ответ. Не менее важно, чтобы он мог владеть карандашом, кистью, изображать в рисунке несколько предметов, штриховать, раскрашивать, не выходя за контуры, придавать рисунку точную форму предметов и сохранять пропорции».
Индивидуальный подход к каждому
Помимо психологической подготовки, к первому классу ребенок должен иметь основную базу знаний. Сюда относится умение отличать стороны (право и лево), считать от 0 до 20 в прямом и обратном порядке, писать цифры от 0 до 10. Кроме того, должен быть навык чтения, письма, желательно уже прописными буквами.
Между тем, сегодня при огромном разнообразии развивающих центров, спортивных секций и других дошкольных учреждений родители стремятся заниматься образованием своего ребенка буквально с первых лет жизни. Однако не все педагоги одобряют такое рвение к развитию.
«На мой взгляд, начинать занятия в центрах дополнительной подготовки следует с 3-4 лет – не раньше, чтобы у ребенка было обычное детство без лишних нагрузок, – считает учитель начальных классов Новоусманской СОШ № 2, участник конкурса профмастерства «Любимый учитель» Любовь Колтакова. – При этом дети, прошедшие дошкольную подготовку – более коммуникабельные, у них хорошо развита речь, достаточно большой словарный запас. Они могут легко поддержать беседу, быстро реагируют на вопросы».
Однако Любовь Валентиновна добавляет, первоклассники, которые прошли основательную подготовку и проявляют способности в учебе, могут заскучать на уроках. От этого, в свою очередь, снижается дисциплина – ребята начинают отвлекать одноклассников.
«Для них, помимо основной программы придумываем дополнительные задания, чтобы им тоже было интересно заниматься, – отмечает педагог. – Между тем, важно грамотно составить программу, чтобы не слишком нагружать ребенка и вовсе не отбить охоту к обучению».
«Малыши должны быть социально адаптированы»
По мнению преподавателя начальных классов Гимназии № 9, участника конкурса «Любимый учитель» Эльвиры Луневой, для первоклассника не так важно умение читать и писать, сколько социальная подготовка. Педагог отмечает, что дети должны прийти в школу уже организованными, то есть способными самостоятельно переодеваться, переобуваться, слушаться взрослого, четко выполнять просьбы.
«Многие уверены, если ребенок умеет читать и писать, то он уже полностью готов к учебе. Это не так, – говорит Эльвира Александровна. – Дети могут научиться этим навыкам и в 1 классе, несмотря на то, что сейчас многие учебники рассчитаны уже на читающих первоклассников. В первую очередь, малыши должны быть социально адаптированы. Сюда относится знание правил поведения в школе, на улице, со взрослыми. Помимо этого, ребенок должен быть готов к тому, что не будет уделять ему столько внимания, сколько он получает в семье. Безусловно, навыки счета и письма – это большой плюс. Однако мы, прежде всего, обращаем внимание на развитие логики, способность анализировать, умение обобщать, исключать, делать выводы, составлять рассказы».
Что делать, если будущий первоклассник к учебе не готов?
Нужно больше разговаривать с ребенком, развивать его наблюдательность. Например, рассказывать про времена года, дни недели, перемены в природе. Это должно происходить регулярно и в игровой форме, чтобы дошкольник легче запоминал информацию. Для того чтобы развивать память, нужно заучивать небольшие стихотворения, четверостишия.
Во время занятий нужно регулярно менять вид деятельности, а задания делить на блоки. Например, подбирать задачи, с которыми ребенок справится за 10 минут. Затем делать перерыв – разминку глаз, рук, чтение или составление рассказа по картинкам. Только после этого можно продолжить урок.