Мотивация, логика и навыки: как проверить, готов ли первоклассник к учебе?
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Мотивация, логика и навыки: как проверить, готов ли первоклассник к учебе?

30 августа 2017 / просмотров – 2290
Образование

День знаний – самый волнительный и ответственный праздник для тех, кто только вступает на порог школы. Но больше всего тревоги и беспокойства обычно испытывают родители первоклассников. Они уже собрали ребенка в 1 класс, продумали все до мелочей: закупили канцелярию, рабочие тетради, рюкзак, форму, сумочку для обуви. Но при этом остаются сомнения: настроен ли малыш на новый ритм жизни? Корреспонденты «ГЧ» узнали у опытных педагогов и психологов, на что родителям стоит обращать внимание во время подготовки будущего школьника к учебе. 

Психологический настрой превыше всего
Проверка психологической подготовки будущих первоклассников к школьной жизни осуществляется по пяти основным направлениям. В первую очередь специалисты, которые проводят диагностику, обращают внимание на общий кругозор ребенка. Так, будущий школьник должен знать свою фамилию, имя, отчество, а также дату рождения и возраст. 

«Наша задача – определить, насколько ребенок ориентируется в окружающем мире, – рассказывает педагог-психолог «Центра развития образования» Хохольского района Светлана Киселева. – Для этого мы просим перечислить, каких он знает домашних, диких животных, виды цветов, назвать овощи, фрукты, дни недели». 

Следующим пунктом педагоги проверяют мотивационную готовность, выясняют, есть ли у ребенка желание учиться.
«После прямого вопроса «Хочешь ли ты ходить в школу?» мы задаем ряд провокационных, например, для чего нужен звонок, парта, для чего детям необходимо получать знания, – уточняет Светлана Михайловна. – Помимо этого, мы обязательно проводим беседы с родителями, спрашиваем о том, что малыши говорят дома по поводу учебы. Причем здесь ключевую роль играет именно влияние взрослых: все зависит от того, как они настраивают ребенка на обучение».

Не менее важно определить уровень развития логического мышления ребенка. Для этого будущему ученику дают три задания. В том числе просят найти «четвертое лишнее» определение в ряду связанных слов и объяснить, почему выбрал именно этот вариант ответа.

«Дальше мы предлагаем составить рассказ по серии сюжетных картинок – в среднем, это 4-5 изображений, – продолжает педагог-психолог. – Ребенок должен разложить по порядку, что за чем следует, и постараться составить связную историю из 5-6 предложений. Есть еще задание – «Визуальные аналогии». Мы просим будущего первоклассника, следуя определенному образцу, составить ряд соотносящихся друг с другом изображений».

Затем психологи проверяют кратковременную речевую память. Ребенку зачитываются 10 слов, и его задача – повторить их. Для детей в возрасте 6-7 лет хорошим показателем считается 8-9 слов. Еще одно задание – дошкольнику показывают картинку с цветными фигурами и цифрами. Потом ее прячут, и ребенок должен воспроизвести изображение, в том числе правильно выбрать цвета. Как правило, здесь дети допускают 1-2 ошибки.

Последний этап психологической диагностики – определение, насколько развита моторика руки и зрительно-моторная координация. В этих целях используют тест Бендера – ребенку дают образец с нарисованными фигурками, и предлагают перерисовать их. Прежде всего, специалисты смотрят, как точно будущий первоклассник воспроизводит фигуру, насколько четкие рисует линии.

Отметим, для того чтобы проверить психологическую готовность своего ребенка к школе не обязательно записываться на прием к специалисту. Эти задания отлично подойдут и для самостоятельной «диагностики».

«К 6-7 годам, когда ребенок готов к школе, у него должны быть развиты внимание, память, мышление, моторика рук, плюс должна присутствовать мотивация к учебе, – подводит итог Светлана Михайловна. – В этом возрасте дошкольник должен уметь концентрироваться на занятиях, и, не отвлекаясь, самостоятельно выполнять задания в течение 15 минут. Кроме того, дети должны уметь находить отличия между предметами, копировать узоры. Что касается памяти, то будущий первоклассник может запоминать 8-10 картинок, заучивать небольшие четверостишия, а также повторять текст в объеме 3-4 предложений. Помимо этого, он может определять последовательность событий, складывать разрезную картинку из 9-10 частей. Также ребенок должен уметь находить и объяснять отличия между предметами и явлениями, аргументировать свой ответ. Не менее важно, чтобы он мог владеть карандашом, кистью, изображать в рисунке несколько предметов, штриховать, раскрашивать, не выходя за контуры, придавать рисунку точную форму предметов и сохранять пропорции». 

Индивидуальный подход к каждому
Помимо психологической подготовки, к первому классу ребенок должен иметь основную базу знаний. Сюда относится умение отличать стороны (право и лево), считать от 0 до 20 в прямом и обратном порядке, писать цифры от 0 до 10. Кроме того, должен быть навык чтения, письма, желательно уже прописными буквами.

Между тем, сегодня при огромном разнообразии развивающих центров, спортивных секций и других дошкольных учреждений родители стремятся заниматься образованием своего ребенка буквально с первых лет жизни. Однако не все педагоги одобряют такое рвение к развитию.

«На мой взгляд, начинать занятия в центрах дополнительной подготовки следует с 3-4 лет – не раньше, чтобы у ребенка было обычное детство без лишних нагрузок, – считает учитель начальных классов Новоусманской СОШ № 2, участник конкурса профмастерства «Любимый учитель» Любовь Колтакова. – При этом дети, прошедшие дошкольную подготовку – более коммуникабельные, у них хорошо развита речь, достаточно большой словарный запас. Они могут легко поддержать беседу, быстро реагируют на вопросы».

Однако Любовь Валентиновна добавляет, первоклассники, которые прошли основательную подготовку и проявляют способности в учебе, могут заскучать на уроках. От этого, в свою очередь, снижается дисциплина – ребята начинают отвлекать одноклассников.

«Для них, помимо основной программы придумываем дополнительные задания, чтобы им тоже было интересно заниматься, – отмечает педагог. – Между тем, важно грамотно составить программу, чтобы не слишком нагружать ребенка и вовсе не отбить охоту к обучению».

«Малыши должны быть социально адаптированы»

По мнению преподавателя начальных классов Гимназии № 9, участника конкурса «Любимый учитель» Эльвиры Луневой, для первоклассника не так важно умение читать и писать, сколько социальная подготовка. Педагог отмечает, что дети должны прийти в школу уже организованными, то есть способными самостоятельно переодеваться, переобуваться, слушаться взрослого, четко выполнять просьбы.

«Многие уверены, если ребенок умеет читать и писать, то он уже полностью готов к учебе. Это не так, – говорит Эльвира Александровна. – Дети могут научиться этим навыкам и в 1 классе, несмотря на то, что сейчас многие учебники рассчитаны уже на читающих первоклассников. В первую очередь, малыши должны быть социально адаптированы. Сюда относится знание правил поведения в школе, на улице, со взрослыми. Помимо этого, ребенок должен быть готов к тому, что не будет уделять ему столько внимания, сколько он получает в семье. Безусловно, навыки счета и письма – это большой плюс. Однако мы, прежде всего, обращаем внимание на развитие логики, способность анализировать, умение обобщать, исключать, делать выводы, составлять рассказы».

Что делать, если будущий первоклассник к учебе не готов?

Нужно больше разговаривать с ребенком, развивать его наблюдательность. Например, рассказывать про времена года, дни недели, перемены в природе. Это должно происходить регулярно и в игровой форме, чтобы дошкольник легче запоминал информацию. Для того чтобы развивать память, нужно заучивать небольшие стихотворения, четверостишия. 

Во время занятий нужно регулярно менять вид деятельности, а задания делить на блоки. Например, подбирать задачи, с которыми ребенок справится за 10 минут. Затем делать перерыв – разминку глаз, рук, чтение или составление рассказа по картинкам. Только после этого можно продолжить урок.

Справка «ГЧ»

Как помочь первокласснику гармонично «влиться» в школьную жизнь:

  • Необходимо создать дома располагающую к учебе обстановку.
  • Прежде чем начать делать уроки, ребенок должен отдохнуть и настроиться на занятия. Сами занятия должны занимать не более двух часов. 
  • Нужно проявить терпение и понимание. Для ребенка, который только вступает в школьную жизнь, крайне важна всесторонняя поддержка взрослого. Необходимо помочь своему чаду адаптироваться к новому ритму жизни, коллективу, найти общий язык с педагогом. Кроме того, в первый год учебы нужно помогать и с заданиями, освоением материала.
  • При этом не стоит выполнять все уроки за ребенка. Нужно позволять ему самостоятельно справляться с задачами и помогать только тогда, когда это действительно необходимо.
  • Педагоги и психологи в один голос заявляют: нельзя ругать детей за ошибки. Наоборот, нужно как можно чаще поощрять их, верить в их способности.
  • Родителям необходимо найти золотую середину, чтобы не пустить развитие ребенка на самотек, и с другой стороны не переусердствовать с занятиями и не отбить желание учиться.
Справка «ГЧ»

Современный первоклассник:

  • Скорость чтения – 60 слов в минуту: быстрое, беглое чтение целыми словами. 
  • Умеет пересказать прочитанное, выделить главную мысль текста.
  • Способен воспринимать информацию на слух, записывать под диктовку.
  • Должен уметь считать в пределах двадцати, решать примеры на сложение, вычитание, знать состав чисел от двух до 18.
  • Может определить название дерева по листочкам.
  • Знает домашних и диких животных, виды цветов.
Екатерина Мельникова
239-09-68
36glch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели