Красная «Бабочка». Сценаристка фильма «Броненосец «Потемкин» до революции вела подпольную работу в Воронеже
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Красная «Бабочка». Сценаристка фильма «Броненосец «Потемкин» до революции вела подпольную работу в Воронеже

28 июля 2015 / просмотров – 1304
Истфакт

В 1908 году в распоряжение губернского жандармского управления поступили сведения о приезжей гимназистке Нине Агаджановой, связанной с социал-демократами. Тогда юная подпольщица стала настоящей головной болью охранки. Пройдет время и неуловимая революционерка посвятит себя кинематографу. Это по ее сценарию режиссер Сергей Эйзенштейн снял фильм, который теперь называют легендарным…

Живопись, музыка и Маркс
Нина Агаджанова (1889 – 1974) родилась в Екатеринодаре,* в армянской семье. Еще ребенком она осталась сиротой. Нунэ (так на родном языке нашей героини звучит ее имя) воспитывал дядя-купец. В гимназические годы она проявляла склонность к рисованию и музыке. Преподаватели считали, что девушка сможет в будущем достичь больших успехов в искусстве, но в ее судьбу «вмешался» Маркс. Ученице попали в руки нелегальные книги, и она прониклась идеей борьбы за социальную справедливость.
Немалое влияние на ее мировоззрение оказали и события первой русской революции. Промышленные центры и села Кубани в то время были охвачены волнениями. Нунэ тоже жаждала действовать. В 1906 году 17-летняя бунтарка вошла в местную большевистскую ячейку и начала вести пропагандистскую деятельность среди рабочих. Однако слухи об этом дошли до руководства гимназии и девушку исключили из учебного заведения. Тогда дядя отправил воспитанницу к дальней родне в Воронеж. Он надеялся, что она образумится и откажется от опасных идей. Но бескомпромиссная Нунэ продолжила подпольную деятельность и в нашем городе.
Объект жандармской слежки
Сведения об этом приводятся в очерке ныне покойного историка Александра Гайворонского «Достойно памяти потомков».** В нем исследователь ссылается на архивное дело, в котором содержатся донесения жандармов. В одном из них говорится, что Нина Агаджанова в феврале 1908 года поддерживала конспиративные связи с социал-демократами из Харькова. В документе глава местной охранки просит воронежских коллег собрать о ней и других смутьянах информацию. На выполнение задачи стражи порядка потратили больше двух месяцев, но преуспели несильно. Все, что они сообщают о девушке – дочь купца, воспитанница «частной гимназии, содержимой Алисовой», проживает на Воскресенской улице.*** При этом отмечается: за подозрительной особой ведется наружное наблюдение, но компрометирующих данных пока не имеется. Несмотря на юность, Нунэ умела ловко уходить от слежки. Позже за неуловимость ее наградят прозвищами «Хитрая» и «Бабочка»…
Химия против самодержавия
Между тем, о жизни в нашем городе упоминала и сама революционерка. Ее рассказ из автобиографии приводит в своей статье «Товарищ Нунэ» историк Иван Осадчий. По словам Агаджановой, она «принимала участие в организации рабочих массовок, выпуске и распространении нелегальных листовок от большевистской группы Воронежского комитета». Кроме того, юная бунтарка была в числе устроителей так называемой «химической обструкции в учебных заведениях». Тогда школяры специально использовали на уроках реактивы с едким запахом. Таким оригинальным способом они протестовали против несправедливой политики самодержавия. Кстати, здание гимназии Алисовой,**** где занималась Нунэ, хорошо известно воронежцам. Сейчас в нем размещается гарнизонная поликлиника.
Как пламенная революционерка пришла в кино
В 1909 году Нунэ вернулась в родной город, установила связь с местной большевистской ячейкой и занялась пропагандистской работой в пролетарской среде. Позже она училась на Московских педагогических курсах, но подпольную деятельность не прерывала. Жандармы вели за ней надзор и даже как-то ворвались в ее квартиру с обыском, но ничего крамольного не нашли. Однако в 1910-м неуловимой «Бабочке» изменила удача – она была задержана за участие в студенческой демонстрации и провела несколько недель в тюрьме. Потом еще много раз были аресты и ссылки, в том числе в Сибирь и на север…
В переломном 1917-м Агаджанова активно участвовала в событиях Февральской и Октябрьской революций, в годы Гражданской войны работала в большевистском подполье в тылу белых. Позже она трудилась на дипломатическом поприще. А в 1924-м началась новая страница в жизни Нунэ – она возглавила сценарный отдел киностудии.
Может показаться, что это был случайный поворот в судьбе Агаджановой, но это не так. Еще в 1909-м ей довелось работать аккомпаниатором в одном из кинотеатров Екатеринодара (нужны были средства на жизнь и пригодились музыкальные способности). Нунэ очаровал мир синема, тогда еще совсем юного. Кроме того, она обладала незаменимым для сценариста даром – была интересной рассказчицей. Да и жизненного опыта ей было не занимать. Недаром, когда возникла идея создать картину к 20-летию первой русской революции, написать сценарий предложили именно ей.
Рождение шедевра
Фильм задумывался как грандиозное полотно, где будут отражены чуть ли не все ключевые события революции. Но Эйзенштейну, назначенному режиссером, поставили жесткие сроки. Тогда он решил остановиться на восстании моряков на броненосце «Потемкин» и через его призму показать драму народной борьбы. Результат превзошел все ожидания. Картина завоевала мировое признание и по сию пору считается одной из лучших кинолент всех времен и народов.
Конечно, главная роль в создании этого шедевра принадлежит Эйзенштейну, привнесшему в сценарий уникальные авторские находки. Однако без Агажадновой «Броненосец «Потемкин» был бы иным. Лучше всего об этом сказал сам режиссер: «Она была живым участником подпольной предоктябрьской революционной поры, и поэтому в разговоре с ней всякий характерный эпизод прошлой борьбы становился животрепещущей явью, переставая быть сухою строчкою официальной истории…»

* Ныне Краснодар.
** Опубликовано в сборнике «Записки воронежских краеведов. Выпуск первый», Воронеж, 1979 год.
*** Сейчас улица Орджоникидзе.
**** А.В. Алисова (по мужу – Ивановская) была первой хозяйкой учебного заведения. Позже оно перешло на содержание В.Л. Степанцовой. В краеведческой литературе встречаются названия гимназии по именам обеих хозяек.

Впервые воронежцы увидели фильм «Броненосец «Потемкин» в феврале 1926 года. По данным историка Александра Гайворонского, за восемь дней его посмотрели почти 13000 человек. Никогда прежде ни одна картина не собирала столько зрителей в нашем городе.

Из рецензии на фильм, опубликованной в «Воронежской коммуне» в 1926 году: «Можно сказать смело, что «Броненосец «Потемкин» – это лучшее, что создало советское кино. Не только по блестящему техническому выполнению, по прекрасной игре масс, именно масс, ибо отдельные артисты не выпирали на первый план, но главное по той редкой правдивости и художественности в передаче эпизода из истории всероссийского пожара 1905 года…»

На фото: Нина Агаджанова; здание, где размещалась гимназия, в которой училась Агаджанова (сейчас здесь гарнизонная поликлиника); кадр из фильма «Броненосец Потемкин».

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели