Космос рядом. Историческая эпопея глазами ее участников

Космос рядом. Историческая эпопея глазами ее участников

12 апреля 2018 / просмотров – 327
Городская жизнь

Какую роль сыграли воронежцы в создании ракетно-космической системы, которая намного опередила свое время? Каково это – служить на космодроме? Как идет поиск приземлившихся аппаратов? Об этом и не только – в историях наших земляков, которые «ГЧ» публикует в честь Дня космонавтики.

Когда счет идет на секунды…
Профессиональная биография одного из наших собеседников – доктора технических наук, профессора, члена пяти академий Георгия Костина по-своему уникальна. Он внес весомый вклад в развитие космической отрасли в нескольких ипостасях – как ученый, изобретатель, конструктор, испытатель, руководитель предприятия. А началось все в далекие 1950-е, когда выпускник Харьковского авиационного института Костин получил назначение в воронежское Конструкторское бюро химавтоматики.
«До пятого курса я учился на инженера авиационных двигателей, – рассказывает Георгий Васильевич. – Затем из 180 человек отобрали десять и в том числе меня. Это была первая группа, которая занималась двигателями для ракетной техники. Нам отдельно читали лекции, а по окончания вуза мы были направлены в Воронеж».

Особая история в жизни Георгия Костина связана с системой «Энергия-Буран»

Теперь уже не секрет, что перед КБХА тогда были поставлены задачи в буквальном смысле космического значения. К их решению подключился молодой конструктор. Пилотируемые запуски осуществляются на ракетах с двигателем, где по сию пору работает насос, созданный в то время Костиным. Позже было еще много сложных и интересных заданий.

Космонавты делают доклад перед стартом. Фото из архива Георгия Костина

Особая история связана с системой «Энергия-Буран», разработанной в СССР в ответ на американскую программу Space Shuttle («космический челнок»). Советский комплекс, состоящий из ракеты-носителя и орбитального корабля, предназначался для запуска в космос тяжелых грузов гражданского и военного назначения, а также для обеспечения экспедиций на Луну и Марс. 15 ноября 1988 года ракета-носитель вывела корабль на орбиту. Сделав два витка вокруг Земли, он впервые в мире совершил автоматическую беспилотную посадку в заданный район. Этот факт зафиксирован в Книге рекордов Гиннесса.
Многолетняя работа над «Энергией-Бураном» объединила 1200 советских предприятий. Двигатели для центральной ступени ракеты-носителя было поручено создавать нашему КБХА. Агрегаты разрабатывались в отделе, которым в то время руководил Георгий Костин. Позже он в качестве заместителя главного конструктора занимался экспериментальной базой для их испытания. А затем, уже будучи директором Воронежского механического завода, которым он руководил 13 лет, налаживал серийное производство.

В 1987 году состоялось первое огневое испытание «Энергии». На первой ступени стояли московские двигатели, а на основной – четыре наших. Тогда эта ракета вывела в космос 108 тонн груза

К сожалению, в 1990 годы на фоне общей сложной экономической ситуации в стране программа «Энергия-Буран» была «заморожена». Между тем, она остается уникальной до сих пор. Более того, проект обретает особую актуальность на современном этапе. Сейчас перед российской космической отраслью стоит задача по созданию ракеты сверхтяжелого класса. И необходимый «задел» уже есть. «В 1987 году состоялось первое огневое испытание «Энергии», – поясняет Костин. – На первой ступени стояли московские двигатели, а на основной – четыре наших. Тогда эта ракета вывела в космос 108 тонн груза». Накопленный опыт будет учтен. Об этом заявлял в 2017 году глава РКК «Энергия» Владимир Солнцев.
В том, что проект, разрабатывавшийся в прошлые годы, имеет большой потенциал для развития, Георгий Костин уверен. Кстати, сейчас он продолжает помогать родному мехзаводу. Кроме того, Георгий Васильевич занимается перспективными исследованиями, которые касаются, в том числе, двигателей. Об агрегатах он говорит почти с отеческой теплотой и до сих пор с волнением вспоминает о пусках ракет, за которыми ему не раз приходилось наблюдать.
Запуск – это пик напряжения. За стартом следит целая команда участников создания ракеты. Они вслушиваются в каждое слово оператора, который докладывает, как работают двигатели первой ступени, второй… Счет идет на секунды, но для людей, замерших в ожидании на смотровой площадке, они тянутся невероятно долго. Это самые ответственные мгновения. Тревожные и незабываемые…

«Чувство плеча – для нас выражение не абстрактное»
Еще один наш собеседник – подполковник в отставке Анатолий Бородулин служил в части 13973, история, которой тесно связана с рождением Ракетных войск стратегического назначения. В 1957 году, он молодым лейтенантом прибыл на станцию Тюратам, близ которой были возведены первые объекты космодрома теперь известного всему миру как Байконур. Здесь вместе с другими военнослужащими Анатолий Егорович осваивал ракету, на основе которой потом было создано целое семейство ракет-носителей, ставших средством выведения в космос аппаратов научного и военного назначения.

Анатолий Бородулин служил в части 13973, история, которой тесно связана с рождением РВСН

В 1959-м, после обучения личного состава часть была передислоцирована в другой «космический порт» – Плесецк. Здесь ракетный комплекс был поставлен на боевое дежурство. Эта часть и другие – сформированные в данном районе, стали основой первого соединения межконтинентальных баллистических ракет. Служба в нем была связана с колоссальной ответственностью.
«Мы должны были знать свои обязанности досконально, чтобы все работало как часы. У меня была специальность «инженер-механик артиллерийского вооружения», но, как это бывает на практике, приходилось в силу выполняемых задач заниматься и электроникой, и гидравликой, и пневматикой. Я осуществлял заправку ракеты необходимыми компонентами. Ошибиться было нельзя, потому что техника ошибок не прощает», – рассказывает Бородулин.

В Мирном. Фото из архива Анатолия Бородулина 

Пусковые установки находились в тайге, примерно в сорока километрах от военного городка, где жили семьи офицеров. Каждое утро ракетчики выезжали в войсковую часть, где проходила их служба, требующая максимальной самоотдачи. Да и суровый климат не баловал. Плесецк ведь находится на 63 градусе северной широты, дальше уже Полярный круг. Впрочем, трудности никого не смущали. «Мы гордились тем, что причастны к новейшим видам техники своего времени, – говорит Анатолий Егорович. – Кроме того, в нашем деле играет большую роль слаженность действий, уверенность в товарищах. Не случайно в РВСН сильны традиции коллективизма, воинского братства. Чувство плеча – для нас выражение не абстрактное».

Под контролем «Веги»
Плесецк стал родным и для подполковника в отставке Алексея Семенченко. Его задачи были связаны с высокоточной системой траекторных измерений «Вега», предназначенной для контроля над ходом полета ракет и прогнозирования координат падения головных частей. Алексей Иванович участвовал в испытаниях разных типов межконтинентальных баллистических ракет.

Задачи Алексея Семенченко были связаны с системой, предназначенной для контроля над ходом полета ракет

«На любой ракете – множество датчиков, – поясняет наш собеседник. – Каждый из них во время полета опрашивается с определенной частотой. Эта информация записывается на магнитофоны, а потом можно воспроизвести буквально по десятым долям секунды как работал тот или иной датчик или система». Конечно, сейчас для мониторинга полета применяется более совершенный комплекс. Но в свое время «Вега» сыграла важную роль при «экзаменовке» новых МБР.
Испытания – напряженный период. В это время ракетчики практически жили в части. «Будь то выходные или ночь, или утро после наряда, нужно было быть на месте и выполнить то, что нам предписывалось, – говорит Алексей Иванович. – И мы были готовы делать все, что от нас требовалось в любое время. А как иначе? Служба есть служба».

Как встречают на Земле космонавтов?
Работа людей, которые ищут приземлившиеся аппараты обычно остается «за кадром». Между тем, от их четких и профессиональных действий зависит своевременная помощь космонавтам. Собеседник «ГЧ» – Почетный ветеран Воронежской области Иван Аксенов участвовал в поисковых операциях с 1973 по 1984 годы в составе Аркалыкского авиаотряда.

Иван Аксенов – участник поисковых операций

Казахский город Аркалык в то время обладал славой «космической гавани». Здесь находилась мощная станция слежения за полетами. В окрестных степях была посадочная зона, где приземлялись спускаемые аппараты с космонавтами на борту. По словам Ивана Васильевича, речь о территории не в одну сотню километров. Когда аппарат приближался к Земле, его уже ждали внушительные силы, необходимые для поиска. В операциях были задействованы вертолеты Ми-8 и военно-транспортные самолеты Ан-12.
В силу специфики деятельности наш собеседник общался со многими космонавтами. Среди них – дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов, который в то время командовал отрядом космонавтов. Знакомство с ним оставило очень теплые воспоминания у Аксенова. Алексей Архипович запомнился ему не только как мужественный покоритель космоса, но и как художник, тонко чувствующий природу.

КОНТЕКСТ
Россия нарастит спутниковую группировку
В РФ реализуется Федеральная космическая программа на 2016 – 2025 годы, общим объемом финансирования 1,4 триллиона рублей. Кроме того, предусмотрено еще 115 дополнительных миллиардов, которые планируется выделить после 2021-го.
Цели ФКП – увеличение орбитальной группировки космических аппаратов, обеспечивающих предоставление услуг в интересах социально-экономической сферы, науки, а также защиты населения от ЧС; реализация пилотируемой программы; работа над перспективными космическими комплексами и системами.
В числе задач, которые решаются в рамках программы, – осуществление научных исследований, направленных на развитие космической отрасли; обеспечение импортозамещения изделий иностранного производства, используемых при создании ракетно-космической техники; работа над ракетным комплексом тяжелого класса.
В период действия программы «Роскосмос» планирует значительно обновить группировку космических аппаратов, произвести более 150 пусков.
В сфере особого внимания государства – развитие технологий дистанционного зондирования Земли. Президентом поставлена задача к 2021 году вывести на орбиту не менее 15 спутников ДЗЗ (сейчас их 8). Данные, получаемые в результате зондирования, важны для укрепления национальной безопасности, повышения эффективности работы в сфере строительства, сельского и лесного хозяйства, добычи природных ресурсов, а также для предупреждения и ликвидации последствий ЧС.

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели