Капитан воронежского краеведения
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Капитан воронежского краеведения

13 декабря 2011 / просмотров – 4276
Истфакт
55 лет назад увидели свет первые статьи молодого воронежского историка Владимира Загоровского. В них он обращался к прежде не изученным темам из прошлого Черноземья. Это было начало новаторского поиска ученого. Теперь исследования Владимира Павловича – золотой фонд краеведения, а годы его руководства кафедрой истории СССР ВГУ называют «эпохой Загоровского».
Весь нынешний год прошел под знаком 425-летия города. Если бы Владимир Павлович был жив, наверняка бы играл активнейшую роль в подготовке к празднованию юбилея горячо любимого им Воронежа: инициировал бы краеведческие мероприятия, поднимал забытые пласты истории, привлекал внимание к актуальным вопросам сохранения культурного наследия, выступал с серией блестящих научных публикаций. Ведь он всю свою жизнь посвятил изучению «белых пятен» в летописи родного края. Но выдающегося ученого нет с нами вот уже 17 лет.

Краеведческий ренессанс
Доктор исторических наук, профессор Владимир Загоровский (1925 – 1994) родился в педагогической семье. Его отец – известный психолог и литератор преподавал в университете и пединституте. Мать учила студентов французскому языку. Школу будущий ученый окончил в военном 1943-м и сразу был призван в армию. Путь в науку он начал еще будучи офицером: поступил на заочное отделение пединститута, которое окончил с отличием. Демобилизовался Загоровский в 1954 году и сразу же принялся за диссертацию на краеведческую тему.
Армию он оставил в звании капитана. В этом есть что-то символическое. Дело в том, что в советское время краеведение подверглось настоящему разгрому. На воронежских ученых, занимавшихся изысканиями в этой области, в 1930 годы было заведено громкое политическое дело, после чего исследователи досоветской эпохи долгие годы обращались преимущественно к вопросам крестьянского и рабочего движения. Восстановление дореволюционной истории края во всех ее аспектах начал Загоровский, который в послевоенные десятилетия, по сути, стал капитаном воронежского краеведения.

Отстоявший «колыбель флота»
Опираясь на прежде не изученные архивные материалы, Владимир Павлович исследовал истоки судостроения на Дону, этапы создания оборонительных сооружений в регионе, происхождение названий и историческую географию в крае, проблему присоединения Черноземья к Московскому государству, петровский период. Он научно обосновал и отстоял для Воронежа звание «колыбели российского флота»! Ведь это сейчас роль воронежской верфи в рождении военно-морских сил страны воспринимается как данность, а между тем на звание родины флота претендовали другие города.
Загоровскому принадлежит авторство более десятка монографий, огромного количества статей и других научных работ. Им же был подготовлены учебник и программа по краеведению, благодаря чему воронежские педагоги начали преподавать историю Отечества в единстве с историей края. Научные изыскания Владимир Павлович совмещал с многолетним руководством одной из ведущих кафедр университета. Более того, параллельно он добился поистине выдающихся успехов в отрасли, не связанной с исторической наукой.

«Шахматный король»
В 4 года Загоровский научился играть в шахматы, наблюдая за партиями отца и старшего брата. В 15 лет он уже чемпион Воронежа, причем среди взрослых, а в 23 года – мастер спорта СССР. В 1950-е молодой шахматист закрепил высокий статус двумя престижными победами, став чемпионом Вооруженных Сил, а затем – Москвы, опередив сильнейших соперников: гроссмейстеров Котова, Лилиенталя и Флора. Битвы на черно-белом поле он не оставил и когда он решил заняться наукой. Играл по переписке. И как! В 1965 году завоевал титул чемпиона мира!
Владимир Павлович много лет был капитаном сборной СССР по этому виду спорта, а в 1975 году его избрали вице-президентом Международной федерации игры в шахматы по переписке. В начале 1990-х, к тому времени уже Заслуженный мастер спорта СССР Загоровский являлся обладателем самого высокого рейтинга среди шахматистов-«заочников». Его комбинации изучали, а самого Владимира Павловича называли «шахматным королем».

Парадоксы памяти
Ученики и близкие люди Владимира Павловича не раз выступали с предложением установить памятник человеку, который вывел изучение истории края на новый уровень, отстоял для города звание родины флота и прославил столицу Черноземья своими блестящими шахматными победами. Ведь многих странах мира слово «Воронеж» ассоциируется с его фамилией! «Не нужно делать громадный монумент в рост, – говорит супруга ученого – историк, ветеран труда, много лет посвятившая методической работе с учителями области, Светлана Загоровская. – Это может быть бюст с табличкой, где бы был указан его вклад в развитие Воронежа». В очередной раз вопрос поднимался в период подготовки к празднованию 425-летия города. Светлана Евгеньевна показывает официальное письмо из департамента градостроительства и архитектуры. Там сказано, что в управлении главного архитектора рассмотрен вариант размещения скульптуры в парке со стороны улицы Ворошилова с перспективой создания Аллеи выдающихся воронежцев. Но дальше дело не пошло. Все уперлось в средства. В итоге памятника ученому-патриоту родного края в Воронеже по-прежнему нет.
«В день к нам приходило до 15 открыток»
В скромной квартире в Березовой роще, где жил Загоровский, все по-прежнему напоминает о нем. Его супруга бережно хранит его вещи, книги, фотографии. У каждого снимка – своя история. Вот ученый ведет занятие с педагогами. «Он был превосходный лектор, – рассказывает Светлана Евгеньевна. – Учителя так заслушивались, что забывали записывать. Со школами Владимир Павлович работал очень тесно. Много бывал в районах. Для него было важно, чтобы краеведение стало органической частью учебного процесса». А вот Загоровский за шахматной доской. Партии по переписке он вел сразу с несколькими соперниками. «В день к нам приходило до 15 открыток, – вспоминает Светлана Евгеньевна, – Владимир Павлович регистрировал ходы в журналах, но он и без этого все помнил наизусть. Бывало, получит открытку и смеется: «Вот, жулик! Так я и знал, что он пойдет сюда!» Уже после того, как он ушел из жизни, я издала его любимые партии. Было сложно найти типографию, где имелись литеры для обозначения шахматных ходов, а потом все сверить с рукописью. Но оно того стоило! Владимир Павлович очень увлекательно излагал свое видение партий, ведь он систематизировал и пояснял как ученый. Наука и шахматная игра всегда были взаимосвязаны в его жизни. Однажды у него спросили, что все-таки важнее? Он ответил – наука любимое дело, шахматы – любимое увлечение».
Уникальная коллекция. На доме, где жил ученый и многократный победитель шахматных соревнований Загоровский, установлена мемориальная доска. С 1995 года проводятся турниры, посвященные его памяти. На первый из них специально приехал знаменитый Анатолий Карпов. Тогда он был потрясен особой шахматной коллекцией марок ученого, которую ему показала супруга Загоровского. Каждый образец в собрании сопровождало описание истории партии, изображенной на марке. Да с такими деталями, о которых шахматный ас и не подозревал!
У родственников профессора хранится комплект 3-х юбилейных монет, посвященных 300-летию флота. Этот набор, изготовленный задолго до официального празднования юбилея, привезли тяжело больному ученому в знак признания его особых заслуг перед городом. Комплект был за номером 2, хотя изначально планировали вручить самый первый. Но в это время вернулся в Россию Солженицын, и набор № 1 решили презентовать ему. Дело в том, что предки автора «Архипелага ГУЛАГа» трудились на воронежских верфях. А выяснил этот факт все тот же Загоровский! Причем, еще в то время, когда Солженицын был в опале.
Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели