Спаситель и жертва
«Спаситель» всегда внимателен к тому, как вы работаете, он подбадривает вас, похлопывая по плечу, и не скупится на советы. Он принимает большое участие в том, что происходит, и старается выразить свое одобрение, даже если вы об этом не просили. «Этот тип – человек, родители которого жертвовали собой ради ребенка, и тем самым упрекали его в этом. И человек привыкает к тому, что нужно жертвовать собой, отдавать себя людям, – рассказывает эксперт рубрики, психолог общественной приемной Татьяна Корецкая. – Что в этой ситуации можно посоветовать? Прежде всего, спасающий должен услышать просьбу о помощи, а потом удостовериться, что тот, кому он помогает, тоже прилагает усилия во благо своего спасения».
Чтобы выйти из игры, нужно научиться отвечать за свои слова и поступки |
Преследователь
«Преследователь» всегда и во всем контролирует своих подчиненных. Такие люди обычно смотрят на коллег свысока, в их голосе постоянно звучат нотки критики, возмущения или пренебрежения. Однако под маской непоколебимого авторитета скрывается жалоба, потому что это человек, который в детстве, скорее всего, пережил много обид и теперь бессознательно заставляет других расплачиваться за них. Например, родители могли часто и несправедливо его критиковать, и в результате у него внутри сформировался так называемый неблагополучный ребенок, который считает себя не очень компетентным, складным и сообразительным. Став взрослым, он сам занимает родительскую позицию преследователя по отношению к другим людям, компенсируя тем самым неблагополучие своего внутреннего ребенка. Поэтому, когда руководитель критикует вас или придирается, вспомните, что, по сути, он сам является такой же жертвой собственной деспотичности, как и его подчиненные. Чтобы выйти из этой роли, «преследователю» необходимо разрешить себе быть несовершенным, дать себе право на отдых, общение с семьей. Это позволит ему терпимее относиться к окружающим людям и концентрироваться не на эмоциях по поводу нерадивых коллег, а на том, как лучше организовать работу.
Как узнать свою роль?
Всегда ли мы находимся в рамках одной и той же роли? Абсолютно нет. «Психологическая особенность «треугольника» заключается в том, что все три роли в нем взаимосвязаны, из одной легко можно переходить в другую. Например, в повседневной жизни «жертва» может подавлять «преследователя», и наоборот», – констатирует эксперт рубрики.
Выйти из игры в «магический треугольник», как и из любой другой, очень сложно. Для этого необходимо научиться брать ответственность, отвечать за свои слова и поступки, отстаивать свою точку зрения и не пугаться, что окружающие люди могут не согласиться с вами. «Прежде всего, следует распознать свою роль. Это можно сделать по своим чувствам: у «преследователя» самая главная эмоция – это негодование, у «жертвы» – суета, паника, обида на человека или ситуацию, у «спасителя» – жалость, чувство долга, ответственность за другого человека, – объясняет Татьяна Корецкая. – Далее необходимо определить, какие ситуации вызывают такую эмоцию и тем самым вталкивают в ту или иную роль. Если мы это осознали это, то уже можем посмотреть на «треугольник» со стороны».
Распознать свою роль можно по тем эмоциям, которые мы испытываем на работе чаще всего |
Можно прибегнуть к открытому протесту: прямо сказать, что не считаете нужным ввязываться в «магический треугольник». Однако этим способом можно пользоваться, если вы не дорожите отношениями с сотрудниками или хотите их свести исключительно к деловым. В любом случае, начинать надо с себя – кто, как не мы сами, сделаем себя лучше?
Психоаналитик Стефан Карпман описал «треугольник отношений», развивая идеи «игр» Эрика Берна. Он объяснил, что роли объединяются и постоянно меняются. Этот треугольник еще называют «магическим», так как если в него попадешь, роли сами начинают диктовать участникам, что делать, и выйти из него довольно тяжело. Зачастую люди не догадываются, что годами находятся в этой игре. Остаться вне треугольника очень сложно: даже если мы все осознаем, если не хотим ввязываться в разборки, кто-то из окружающих обязательно начнет втягивать в свою игру.
Уважаемые читатели! Если у вас есть темы или вопросы, ответы на которые вы бы хотели увидеть в нашей постоянной рубрике «Психология», мы будем рады услышать их по телефонам 239–09–68 или 261–99–99, а также прочитать на pressa@gallery-chizhov.ru Корреспонденты переадресуют их экспертам и предоставят вам развернутые ответы в последующих выпусках «ГЧ».