Как воспитать в своем ребенке друга?
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Как воспитать в своем ребенке друга?

25 октября 2010 / просмотров – 2126
Психология
В три года ребенок будто начинает жить заново. Новое он открывает и запоминает через многочисленные повторения разных действий и вопросы старшим. А у взрослых зачастую за бесконечностью дел и проблем не хватает времени не просто для воспитания, но даже для элементарного общения со своим чадом. И если возникает какая-то «внештатная» ситуация, родители хватаются за голову и совершают ошибку за ошибкой. Глубинного контакта с малышом не получается, а между тем так хочется, чтобы рядом вырос близкий человек, способный понимать и чувствовать ваши мысли и эмоции.
Смысл воспитания не в том, чтобы передавать свои знания и опыт, а в том, чтобы, как утверждала знаменитый итальянский педагог Мария Монтессори, «с радостью наблюдать распускающуюся жизнь и наслаждаться соприкосновением с душой ребенка». Но подобное восприятие происходит тогда, когда мы внимательно вглядываемся в мир своего ребенка, чувствуем, что на самом деле является для него главным.
В каждом возрасте у наших детей есть основные задачи развития, и свои трудности. С 3 до 5 лет – это возраст открытий. Теперь он уже способен и намерен сознательно разобраться в окружающем его мире и в самом себе. Задача родителей в этот период не мешать малышу, не делать за него то, что он уже может сделать сам. И в то же время, уметь вовремя поддержать, разделить с ним беду и воспитывать так, чтобы малыш увидел во взрослых людях друзей, к которым он всегда может обратиться. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент, на котором будут держаться все дальнейшие отношения с родителями.

Значение совместных игр
Игра в этом возрасте имеет очень большое значение и помогает через символический уровень, решая детские переживания, проиграть жизнь. Ведь дети пока не могут полностью выразить свои чувства словами и именно через игру обозначают настроение, страхи, радости, увлечения. «Игра в период с 3 до 5 – это ведущая деятельность для ребенка, то, с помощью чего он познает мир, решая задачи нетрадиционным способом и развивая фантазию, – комментирует эксперт рубрики, детский психолог Наталья Вещева. – С помощью совместных игр с родителем малыш может многому научиться: собирать конструктор, строить замки из песка и так далее. Игра позволяет получать взаимные положительные эмоции, а это – база для хороших отношений».
Однако часто взрослым просто некогда играть, да и желания особого нет. Но это происходит от того, что мы не знаем, как это – играть, нам трудно быть спонтанными, свободными.
Конечно, время от времени мы можем отказываться от игры. И все же стоит делать над собой усилие. Совместная игра укрепляет нашу связь с ребенком, помогает понять, как он прожил этот день и что чувствует сейчас. Поэтому не стоит учить детей играть «правильно», говоря, например: «Ты делаешь это не так!» или «Какой злой крокодил, пусть он попросит прощения за то, что всех покусал!» Это не игра, когда взрослый что-то хочет навязать ребенку. Совместная игра – это когда с одной стороны удовлетворяются интересы ребенка, а с другой – взрослый вкладывает свои знания. Поэтому, пользуясь ситуацией, можно помочь малышу осознать свои чувства, спрашивая: «А почему крокодил кусался? Он разозлился? А на что? А как чувствуют себя звери, которых он покусал?» Внимательно слушая ребенка, вы увидите, что его беспокоит, играя с ним, научите понимать мотивы своих поступков и действий других людей.

Он не хочет спать отдельно
Ваш малыш продолжает спать в родительской постели? Его можно понять: расстаться с мамой на всю ночь – значит остаться наедине со своими страхами и переживаниями. А потому спать одному для некоторых детей становится серьезной проблемой. Однако родителям не стоит откладывать решение этого вопроса в долгий ящик. Важно понимать, что, соглашаясь с малышом на компромисс, мы тем самым лишаем его возможности взрослеть, самостоятельно находя выход из трудной ситуации. Психолог Наталья категорично утверждает, что ребенок изначально должен спать отдельно: «Если вы спите вместе, происходит размывание границ, нарушаются семейные отношения, тогда женщина и днем, и ночью играет роль только мамы». Часто это случается в семьях, где напряженные отношения складываются между супругами. В этом случае родители неосознанно провоцируют свои тревоги на ребенка: его присутствие рядом удовлетворяет их потребность чувствовать тепло и близость родного человека.

Помочь пережить потерю…
Пропажа любимой игрушки – для многих детей это становится катастрофой: малыш бьется в истерике и долго не может успокоиться. Родители сразу пытаются отвлечь ребенка, переключить его внимание, развеселить, призвать к здравому смыслу словами «Это всего лишь игрушка». Наша реакция объяснима: слезы ребенка вызывают в нас чувство вины, желание срочно что-то предпринять, помочь. Но мы не готовы вынести его горе, потому что и себе редко позволяем горевать.
Для вашего чада этот потрепанный мишка или кукла был самым настоящим другом, согревал, утешал, слушал, понимал. И если предложить ребенку завтра же купить нового медведя, он расстроится еще больше. А вы сами бы захотели столь спонтанно поменять лучшего друга на нового?
– Нельзя обвинять малыша в его потере. Говоря, что он был невнимателен, мы расстраиваем ребенка еще больше. Может быть, это действительно так, но ему сейчас по-настоящему грустно. Разделите с ним его горе, скажите: «Я понимаю твое несчастье и грущу вместе с тобой», – продолжает Наталья.
Позволяя ребенку плакать сейчас, мы даем ему шанс научиться ценить, а не обесценивать, чувствовать боль, а не делать вид, что все отлично. Поэтому лучшее в такой ситуации – это дать малышу время выплеснуть свое горе, переживая вместе с ним.
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели