Как в Воронеж пришла эра «железного коня»?
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Как в Воронеж пришла эра «железного коня»?

24 августа 2010 / просмотров – 2274
Истфакт
Английский историк Макколей однажды заметил, что за исключением азбуки и книгопечатания самую большую пользу человечеству принесли изобретения, которые сокращают расстояния, и почетное место в их ряду занимает автомобиль. В наши дни, когда многие просто не представляют повседневной жизни без верной легковушки, этот факт не вызывает сомнения. А ведь по историческим меркам еще совсем недавно автомобиль был всего лишь модной экзотикой! Этим летом исполнилось ровно 100 лет с момента утверждения первых правил автомобильного движения в нашем городе. Мы решили вспомнить, как в Воронеж пришла эра «железного коня».
Лошадь – царица дорог
В конце позапрошлого века на воронежских дорогах царили …лошади. Точнее – извозчичьи экипажи под управлением лихих кучеров, всегда готовых доставить пассажира в любую часть города. Признанным королем воронежского извоза был некий Иван Даев, разбогатевший на водовозном промысле. Ему принадлежали десятки выездов: обычные одноконные «лихачи», кареты, запряженные «двойками» резвых лошадей, пафосные свадебные кортежи с особой каретой для невесты, обитой внутри розовым атласом… Но далеко не все жители города могли позволить себе отдельный экипаж, а население его между тем неуклонно прибывало.

Тихоходная конка и буйные велосипедисты
В 1886 году гордума решила возвести в Воронеже конно-железную дорогу, и 5 лет спустя конкуренцию извозчикам составила конка. Лошади тянули по рельсам вагончики вместимостью до 20 человек по четырем маршрутам, но эти «конно-железные пути» охватывали главным образом центр города, а медлительность конки и вовсе стала притчей в языцех. Правда, некоторые воронежцы с успехом использовали в качестве альтернативы общепринятым видам общественного транспорта тогдашнюю новинку прогресса – велосипед (в то время он представлял собой довольно несуразную конструкцию с огромным передним колесом). Надо сказать, что эти любители уличных велогонок доставляли немало хлопот прохожим. Воронежский полицмейстер даже издал особое распоряжение, запрещающее велосипедистам разъезжать по тротуарам, а с 1900 года все велосипеды в городе подлежали обязательной регистрации. Примерно тогда же воронежцы, побывавшие в столице, «привезли» в родной город рассказы о новом техническом чуде – «самобеглых колясках» или попросту автомобилях, и вскоре новое средство передвижения начало завоевывать губернский Воронеж.
В 1909 году воронежская дума официально разрешила открыть в городе движение автомобильного транспорта, но автомобиль еще долго оставался у нас диковиной: известно, что в 1911 году в Воронеже было всего 11 обладателей авто. Одним из первых машину приобрел сын табачного фабриканта Сычева Василий. Он не расставался со своим новеньким «Пежо» даже на загородной даче, и гонял так, что деревенские куры от ужаса взлетали. Катал «с ветерком» пассажиров на личном авто французской марки знаменитый цирковой артист Анатолий Дуров, несколько лет проживший в Воронеже. А с машиной владельца частной канализации Сергея Попова связана целая история. У него была репутация рьяного поклонника всего нового и необычного. Так, в свое время он обзавелся первой в Воронеже моторной лодкой, личным пароходиком для речных прогулок и …цирком на 1500 мест, который сдавал в аренду заезжим артистам. В 1916 году Попов приобрел и «самобеглую коляску». Правда, вскоре под влиянием патриотического порыва (в разгаре была Первая Мировая) он пожертвовал свою машину на нужды армии…

Первые жертвы «самобеглой коляски»
Появление автомобилей в городе повлекло за собой первые ДТП с их участием. Память об этих первых авариях сохранилась в дореволюционной прессе. Скажем, одно из местных изданий за 1907 год сообщает: «Утром 26 августа на Нееловской улице промчался автомобиль, напугав лошадей крестьян, ехавших на базар и нагруженных мукой. Лошади понесли к Чернавскому мосту, телеги перевернулись… Одну из лошадей пришлось задержать у купален, где она, ударившись о будку торговца, свалилась». Эта лошадка отделалась легким испугом, но, конечно, случались и по-настоящему трагические происшествия. Так, погиб в автокатастрофе секретарь Окружного суда и известный воронежский общественный деятель Всеволод Норов… Настораживали и другие проявления нового средства передвижения: в отличие от «экологически чистой» лошади, грозно ревущие авто вечно сопровождал шлейф зловонного дыма. Словом, было очевидно, что набирающие популярность «самобеглые коляски» требуют особого контроля, и в 1910 году было официально введено положение «О порядке езды на автомобилях по городу Воронежу».

Наперегонки не ездить, лошадей не пугать!
Правила автомобильного движения опирались на традиции движения по городу, сформировавшиеся еще в эпоху извозчичьих экипажей: правостороннее движение, оснащение номерными знаками, исправность средств передвижения… Но кроме этих общих положений в них содержались и новые, подчас весьма оригинальные требования. Так, к примеру, водителям предписывалось «принимать все меры, чтобы лошади не пугались автомобиля». Впрочем, это сейчас звучит странно, а в то время модные дорогие машины еще не могли конкурировать с конными перевозками, и посему в целях общественной безопасности следовало беречь нервы пугливых животных. В числе других обязательных правил вождения были также предписания «уступать дорогу крестным ходам и другим процессиям, пожарным обозам, проходящим частям войск и арестантским партиям», не допускать превышения скорости более 12 верст в час (примерно 20 километров), останавливаться по требованию полиции, не ездить наперегонки, предупреждать сигналом о приближении авто «встречных лиц» и еще массу требований, не потерявших актуальности по сию пору. Правда, водители не всегда относились к этим правилам с должным почтением, что стало одной из причин формирования особой дорожной службы. Но это уже другая история…
«ГЧ» благодарит воронежского краеведа Владимира ЕЛЕЦКИХ за предоставление материалов для подготовки статьи. Фото из архива издательства «Альбом».
Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели