Как правильно говорить, чтобы быть услышанным?
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Как правильно говорить, чтобы быть услышанным?

26 января 2012 / просмотров – 6420
Психология
Внимательно выслушать и услышать другого, донести до коллег свои идеи, быть готовым нейтрализовать агрессию, не бояться высказывать свое мнение и настаивать на своем. Для некоторых это становится непреодолимым испытанием. Как научиться правильно строить диалог, вести переговоры, отстаивать свою позицию перед начальством, и возможно ли этому научиться вообще?
В современном мире правит конкуренция. Мы нацелены на убеждение, доминирование, а не на информирование. Конечно, в такой обстановке нам сложно услышать друг друга. Мы начинаем испытывать неудовлетворенность, стресс или вообще нежелание общаться: какой смысл, если твои слова уходят «в никуда»? Однако без умения отстаивать свое мнение, презентовать личный проект, грамотно строить диалог с коллегой невозможен ни карьерный рост, ни продуктивная работа вообще.

Готовимся к выступлению
Прежде, чем взять слово, нужно, прежде всего, определить главную цель выступления, степень его важности и актуальности. «Следует помнить важное правило: разговаривайте с собеседником так, как хотели бы, что бы говорили с вами, – советует эксперт рубрики, психолог общественной приемной Татьяна Корецкая. – Если вас переполняют эмоции, сделайте несколько глубоких вдохов и на выдохе продолжайте вести выступление. Если вам предстоит рассмотрение острых вопросов, по которым не избежать полемики, продумайте заранее, как вы будете действовать. Старайтесь говорить четко, чтобы вас слышали, но не кричите, не перебивайте, пока ваш собеседник высказывается. Лучше за это время подумайте об аргументах, которые сможете привести в ответ».
Важно подготовить свое выступление в позитивном ключе, исходя из того, насколько ваши предложения отвечают интересам компании. Но будьте готовы к тому, что если каждый хочет донести свою правду, споры неизбежны. Все равно будьте приветливы, сосредоточенны и не перебивайте. Следите за своими движениями: не суетитесь, не скрещивайте руки на груди. Тому, кто нервничает, желательно взять слово в числе первых, чтобы не томиться в ожидании и не переживать еще больше.

Собрание по правилам
Пятиминутки, собрания, обсуждение новых проектов большинство фирм проводят изначально по проигрышному сценарию: или это ухой отчет о проделанном, подведение итогов, или так называемый «базар», когда все сотрудники высказывают свои взгляды, спорят, доказывают позицию. Такие совещания длятся часами, однако решения все равно не принимаются. Если мы хотим построить сотрудничество, необходимо свести к минимуму разговоры о прошлом, так как это всегда риск того, что все обсуждения превратятся в осуждение чьих-то неудач и просчетов.
Готовьте свое выступление в позитивном ключе, исходя из того, насколько ваши предложения отвечают интересам компании
Психолог утверждает, что идеальный вариант – ввести корпоративные правила. «Например, в некоторых фирмах за прерывание переговоров штрафуют. Диалог всегда должен предшествовать дискуссии. Это позволит получить единое, более многогранное и глубокое видение проблемы, которое редко удается сформировать в одиночку. Успешный диалог возможен лишь при доверительных и уважительных отношениях между членами команды».
На первом этапе овладения техникой диалога требуется медиатор (ведущий), который бы напоминал участникам о необходимости соблюдения принятых правил и регламента. Чаще используйте «мозговой штурм» (идеальная комбинация диалога и дискуссии), особенно при поиске новых, неординарных решений.
Сессия «мозгового штурма» включает две фазы:
1. Диалоговая (10–15 минут), когда участники свободно высказывают свои идеи относительно решения рассматриваемой проблемы (критика и отрицание запрещены, все предложения фиксируются, но не дискутируются, приветствуются дополнения и развитие идеи).
2. Дискуссионная, когда каждая предложенная идея уточняется и подвергается оценке. В результате проводится отбор наиболее приемлемых решений. Главное и в диалоге, и в дискуссии – это умение слушать и слышать.
Как избежать конфликта?
Если обсуждение переходит в спор, надо выстроить дискуссию так, чтобы дело не дошло до конфликта, и вопрос решился положительно. Как это сделать? «Здесь нужно умение правильно определить предмет спора и выделить пункты разногласий, – продолжает Татьяна Корецкая. – Следует учитывать, что обыкновенный человек редко способен внимательно слушать чьи-то рассуждения более 5–7 минут, затем он утомляется, внимание его рассеивается, и он выхватывает из речи лишь отдельные фразы. Поэтому длинные рассуждения в спорах должны быть исключены. Во-вторых, публика чаще всего превращается в толпу и начинает жить ее эмоциями, ими легко овладевает стадное чувство. Поэтому перед толпой следует говорить как можно более кратко, ярко, образно, обращаясь не к разуму, а к эмоциям и чувствам. Не забывайте: быть выслушанным имеет право каждый!»
Чтобы не доводить дискуссию до ссоры, внимательно следите за своими словами. Говоря человеку «Ты не прав, ты делаешь не так», мы устанавливаем эмоциональный барьер, собеседник на подсознательном уровне воспринимает это как укор, упрек и даже угрозу. Нужно говорить: «Я считаю, я думаю, я согласен, потому что…» То есть лучше всего сначала приводить доводы, и только впоследствии аргументы.

Лучший вариант решения
Эксперт рубрики уверена: чтобы хорошо выступать на публике, заинтересовывать ее, необходимо чувствовать общий настрой аудитории, хорошо разбираться в эмоциях, жестах. «На самом деле, научиться хорошо говорить, не так уж сложно. Для этого требуется упорная, долгая тренировка, но с большой перспективой на продуктивность. Очень эффективны упражнения перед зеркалом: четко, громко отрабатывайте тон голоса, мимику, жесты, интонацию и речь», – резюмирует Татьяна Корецкая.
Обыкновенный человек редко способен внимательно слушать чьи-то рассуждения более 5–7 минут, затем он утомляется
Если одному не хватает воли, сил дослушать собеседника до конца, дать высказать ему свои чувства, учитывая его индивидуальные и интеллектуальные особенности, то эффективности разговора не будет. Лучший вариант решения проблемы – сотрудничество, где собеседники учитывают проблемы всех сторон. Но если к сотрудничеству прибегнуть не получается, компромисс – неплохой вариант. Прислушивайтесь к окружающим, изучайте их желания, потребности, учитесь не перебивать, слушать до конца, и тогда у вас все получится!
Чтобы идея нашла отклик, необходимо подготовить к ней аудиторию. Россияне особенно склонны к отрицанию. В исследовании «Один речевой день» второй по частоте употребления после местоимения «я» оказалась частица «не». Поэтому прежде чем предложить свою идею на собрании большого коллектива, стоит сначала рассказать о ней тем, кого она непосредственно касается. Тогда она станет «своей» для многих, и впоследствии ее не воспримут в штыки.
В общении невозможно полностью себя контролировать. Те, кто стремятся к этому, слишком заняты собой, и именно у таких людей чаще всего бывают проблемы в отношениях. Потому что они только и думают, как бы не совершить ошибки, и забывают слушать собеседника. Самое лучшее рассматривать общение как игру – это лучший способ получить от него наибольшее удовольствие.
Система Orphus
Комментарии
  • 27.01. 11:40 Поночка (Гость) Ой, вчера только муж спрашивал, как научиться правильно говорить, чтобы быть услышанным....классн ая статья.
  • 10.02. 00:15 Мария (Гость) А я когда что-то рассказываю друзьям, меня никто не слушает. Вот это проблема...
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели