Как научить ребенка управлять финансами
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Как научить ребенка управлять финансами

27 января 2016 / просмотров – 1946
Чижик

Мудрые и внимательные родители знают, что нужно заниматься образованием ребенка с самого раннего возраста. Это касается и такого важного навыка, как управление финансами, которое обеспечит успешность вашего чада во взрослой жизни. Итак, мы предлагаем поговорить об умении грамотно обращаться с деньгами и о том, как этому научить малыша.

Начинаем с азов
По мнению многих известных детских психологов мирового уровня, знакомить малыша с деньгами нужно в возрасте от трех до пяти лет. Расскажите малышу, откуда берутся деньги и зачем они нужны. Покажите номинал монет и банкнот. Объясните, что является бесплатным (например, игры с друзьями), а за что приходится платить (новые игрушки, еда, одежда).
Где-то с шести лет ребенка можно посылать в магазин за покупками. Причем преподносить это нужно не как домашнюю обязанность (помощь маме и папе), а как элемент финансовой грамотности. И если в какой-то момент вдруг окажется, что не хватает сдачи, можно дружелюбно порекомендовать быть в следующий раз внимательнее в процессе познания реальной жизни.
Трудиться, трудиться и еще раз трудиться
Научите ребенка ответственно относиться к деньгам. Постоянно внушайте, что для сохранения достатка придется много трудиться, рассчитывая только на себя (особенно это касается мальчиков, ведь именно им в будущем предстоит исполнять роль добытчиков в семье), в противном случае капитал легко потерять.
Чтобы малыш лучше представлял себе, какие способы заработка существуют, познакомьте его с различными профессиями, не забудьте рассказать и о частном бизнесе. Как-нибудь возьмите кроху с собой на работу – покажите, чем вы занимаетесь, сколько времени на это уходит. Объясните, какую сумму вы получаете в час и что за нее можно приобрести.
В 7–10 лет можно помочь чаду найти какую-нибудь подработку. Именно так поступают во многих обеспеченных семьях на Западе. А в 13–19 лет там уже работают практически все. Подросток может присматривать за соседскими детьми или, к примеру, выгуливать собак – да все, что угодно. Главное, здраво оценить возможности ребенка и не перегружать его: работа не должна занимать слишком много времени и уж тем более мешать учебе.
И еще: не платите ребенку за хорошие оценки (это неправильная мотивация), а также за помощь по дому (есть такое понятие, как взаимопомощь, и малыш должен понимать, что не за все в жизни можно и нужно получать деньги).
Копейка рубль бережет
Научите ставить цели и покажите, что значит копить деньги. Подарите малышу фаянсовую «свинку», в которую он будет регулярно (раз в день, в неделю или месяц) класть монетки. Со временем получится приличная сумма, ее малыш сможет потратить на дорогую вещь, которую давно хотел, но не мог себе позволить – например, ролики или телевизор в свою комнату.
Расскажите о важном финансовом правиле – необходимости откладывать хотя бы 10 % своего дохода, ведь тратить абсолютно все неразумно – откуда тогда возьмутся деньги на крупную покупку? При этом предупредите, что накопление богатства – худший из всех идолов и ничто так не принижает человека, как поклонение деньгам, чтобы не получилось, как в «Острове сокровищ». Помните: «Все дети, как дети, живут без забот. А маленький Билли не ест и не пьет: в копилку кладет…»
Бездумный шопинг
Расскажите крохе, что есть вещи необходимые, а есть – просто привлекательные (отличный пример – хлеб и мороженое или портфель и робот-трансформер). Сходите вместе в магазин и предложите поиграть в такую игру – пусть малыш покажет вам товары, которые ему нравятся, но без которых он может обойтись. А потом присмотрит действительно нужные вещи. Так он быстрее уловит разницу и научится пользоваться этим умением на практике.
Объясните, как в вашей семье принимается решение, что покупать в первую очередь, а что – на оставшиеся средства. Таким образом, вы убережете ваше чадо от бездумного шопинга в будущем.
«А карманам, как известно, денежки нужны»
Должны ли быть у ребенка личные деньги? И если да, то с какого возраста? Психологи уверяют: дети начинают воспринимать деньги как всеобщий эквивалент только к 6–7 годам. До этого они предпочитают натуральный обмен – например, одной игрушки на другую. А значит, дошколятам деньги на карманные расходы не нужны.
Школьникам же и студентам можно выдавать фиксированную сумму. Какую? Это уже на ваше усмотрение: у всех разное материальное положение, и единых рекомендаций здесь быть не может. По идее, карманных денег подростку должно хватать на самое необходимое: транспорт, еду вне дома, развлечения и тому подобное.
Не меняйте своего мнения и не давайте денег больше, чем было оговорено. Ребенок в первый же день потратил недельную сумму и пришел к вам за «добавкой»? Просто предложите ему в следующий раз быть экономнее.
И последнее: не стоит чрезмерно контролировать траты. Если мы играем во взрослую жизнь, то играем до конца. Но при этом будьте в курсе, на что расходуются средства (интересуйтесь мягко и корректно).
Надеемся, наши рекомендации помогут вам научить подрастающее поколение разумно распоряжаться своими финансами.

* В переводе с английского «Деньги, деньги, деньги» – известная песня группы ABBA
** Десятина – посвященная Богу десятая часть от материальных ценностей верующего, которую принято отдавать в пользу религиозной общины

Экспертное мнение

Дмитрий ПРОВОТОРОВ, глава компании Мануфактура IT Production & Graphic Design, занимающейся разработкой сайтов и мобильных приложений:
– По моему мнению, ребенка обязательно нужно учить распоряжаться финансами с самого раннего возраста, помогая относиться к ним разумно. Но делать это нужно постепенно.
У нас с женой трое детей – Михей (7 лет), Семен (5 лет) и маленькая дочка Ася (9 месяцев). Сыновьям мы рассказываем, что все стоит денег. Так, в прошлом году мы дарили ребятам на праздники по определенной сумме и предлагали им либо купить подарок, либо отложить на планирующуюся поездку в «Леголенд». Они старались откладывать. И в «Леголенде» каждый из них смог распорядиться своими «накоплениями», как считал нужным.
Наши дети знают, откуда берутся деньги, о труде и его ценности. Недавно у них появилась возможность заработать самим на новогодней ярмарке. У них был свой маленький магазинчик по продаже поделок из бумаги. Это был хороший урок. Михей бережливо отнесся к заработанному и «отложил», а Семен большую часть потратил прямо на ярмарке. Конечно, мы с ними обсудили это, чтобы они сделали для себя выводы.
Иногда мы отказываем детям в покупках, хотя фразу «нет денег» стараемся не произносить. Просто говорим, что не планировали приобретать то, что они просят. Мы учим ребят разумно тратить средства и обдумывать свои покупки, а также быть благодарными за возможность что-то купить и, конечно, не забывать отдавать десятину** или делать пожертвование в церковь.

Ирина Красовская
239-09-68
36glch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели