Иранский «ренессанс». Что последует за снятием санкций с Тегерана?
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Иранский «ренессанс». Что последует за снятием санкций с Тегерана?

19 января 2016 / просмотров – 1723
Россия и мир

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) подтвердило, что иранцы выполнили свои обязательства по сокращению масштабов ядерной программы. В обмен ИРИ получила право выйти из международной изоляции. Республика освобождается от серьезных ограничений. Там уже назвали данный успех «золотой страницей в истории страны», однако вздыхать с облегчением пока рано. Причем, это касается, как Тегерана, так и мирового сообщества.

Из истории «ядерного вопроса»
Напомним, ограничения в отношении ИРИ были связаны с программой по обогащению урана. В 2003 году инспекторы МАГАТЭ заявили, что мощности иранских заводов превышают уровень, необходимый для мирных целей. В течение 2005 – 2010 годов США, ООН и ЕС ввели несколько пакетов санкций, направленных на сдерживание ядерного проекта Тегерана. Запрет распространялся на импорт оружия, техники и высокотехнологичного оборудования. Целый ряд серьезных мер касался нефтяной промышленности, банковской сферы и инвестиций. В итоге убытки экономики государства по разным оценкам составили от 160 до 180 миллиардов долларов.
Как проблему вывели из «глухого тупика»
В течение многих лет велись переговоры по ядерной проблеме ИРИ. В июле 2015 года удалось достичь компромисса. В обмен на отмену санкций Тегеран пообещал оставить в строю только шесть тысяч центрифуг, перестроить атомный объект в городе Арак и не обогащать уран свыше 3,67 % в течение 15 лет. Одну из ключевых ролей в подписании исторического соглашения сыграла наша страна. Комментируя достигнутые договоренности, глава МИД РФ Сергей Лавров подчеркнул: «Из глухого тупика удалось выйти, благодаря предложенной российскими специалистами концепции поэтапности и взаимности, согласно которой каждый шаг Ирана навстречу требованиям мирового сообщества сопровождался бы встречными действиями». О том же тогда заявил и глава США Барак Обама. По его словам, без усилий Москвы добиться «хорошей сделки» с ИРИ не получилось бы.
Новые возможности и ограничения
Конечно, все ограничения сразу не снимут. Это процесс постепенный. Однако теперь Иран снова сможет продавать сырье, привлекать иностранные инвестиции, а из санкционных списков удалено более 400 фамилий. Кроме того, страна получает доступ к 50 миллиардам долларов замороженных активов. В то же время, по оценкам Вашингтона, на развитие подорванной экономики ИРИ нужно средств в 10 раз больше.
К слову, США уже ввели новые санкции против Тегерана, под которые попали 11 компаний и ряд частных лиц. Как было объявлено, это ответ на испытания баллистических ракет, которые Республика провела осенью 2015 года. В Иране назвали выпад Америки не связанным с ядерной программой, а потому нелегитимным и обещали «наращивать свои защитные мощности».
Есть ли угроза «горячего конфликта» с Эр-Риядом?
Снятие санкций идет на фоне серьезного конфликта между Тегераном и Эр-Риядом, вспыхнувшего после того как в начале января в Саудовской Аравии был казнен известный шиитский проповедник. В ответ на известие разъяренная толпа напала на посольство страны иранской столице. После этого СА и ее союзники объявили о разрыве дипсвязей с «нестабильным государством». В итоге ИРИ оказалась в центре международного скандала в тот самый момент, когда Республике особенно важно продемонстрировать свои мирные намерения. Кризис обостряет и без того сложную обстановку на Ближнем Востоке. Некоторые политики даже высказывают опасения, что он может перерасти в масштабное суннитско-шиитское противостояние.*
«Многие противоречия в регионе уходят своими корнями вглубь веков. Это одна из причин напряженности на Ближнем Востоке, некоторые проявления которой в связи с миграционным кризисом переносятся еще и на европейскую почву», – комментирует «ГЧ» ситуацию директор филиала РГСУ в Воронеже, доктор исторических наук Сергей Кретинин. По его словам, нельзя исключать угрозы перерастания конфликта в «горячую фазу». В то же время он отмечает: «Все будет зависеть от благоразумия сторон. Причем Ирану сейчас эскалация конфликта явно не нужна». Что же касается Эр-Рияда, то там, конечно, от укрепления позиций ИРИ не в восторге, но, по мнению эксперта, серьезная дестабилизация не в интересах СА.
Фактор ПРО
Все эти бурные перемены на Ближнем Востоке несколько «закрыли» от внимания мирового сообщества важный момент. Впрочем, в России о нем не забыли. Дело в том, что в свое время Белый дом заявил о развертывании системы ПРО в Европе для защиты от «ядерных амбиций» Тегерана. Теперь по ключевым вопросам удалось договориться, но план США остается в силе.
«Американцы недаром вспомнили про иранскую ракетную программу сразу же после того, как МАГАТЭ подтвердило, что Иран выполнил обязательства по «атомной сделке», – поясняет Сергей Кретинин. – Это повод, чтобы сохранить проект ПРО, который по-прежнему можно позиционировать как способ противодействия ИРИ».
Что будет с «черным золотом»?
Еще одна проблема связана с рынком углеводородов, который и без того находится в сложной ситуации. Снятие ограничений означает, что ИРИ сможет нарастить экспорт нефти примерно в два раза. Это уже повлекло за собой падение котировок на мировых биржах. Но паниковать не стоит. Вряд ли Иран захочет сразу реализовать все свои резервы и продать их за бесценок. Кроме того, не следует забывать, что находясь под санкциями, страна не могла себе позволить должных инвестиций в нефтяной сектор. Это сказалось на состоянии инфраструктуры.
Как будут развиваться отношения с Москвой?
Важно не только, что Иран выходит из торговой изоляции. Страна возвращается в большую политику. Нужна ли ей по-прежнему поддержка России? Или, может, для ИРИ более заманчивыми станут перспективы развития отношений с Западом? Хотя бы для того, чтобы закрепить достигнутый экономический эффект.
«Западные компании, конечно, пойдут в Иран, но не стоит забывать, что правящий режим в этом государстве чужд западному миру, – отмечает эксперт «ГЧ». – Кроме того, Россия и ИРИ – соседи, а с учетом сохраняющейся настороженности ЕС и США по отношению к Тегерану, он не заинтересован отказываться от укрепления взаимодействия с Москвой. Напротив, отношения будут развиваться достаточно динамично. Тем паче, что наши государства еще и торговые партнеры. Я думаю, с учетом всех обстоятельств ИРИ будет стараться и цены на нефть держать на определенном уровне». Собеседник «ГЧ» напомнил и об операции РФ в Сирии. «Не случайны были и запуски наших ракет с Каспия, – уточнил он. – Они произвели впечатление не только на Запад, но и на Иран».

*С таким предупреждением, в частности, выступил экс-лидер британской партии Либеральных демократов Пэдди Эшдаун.

Позиция МИД РФ
В дипведомстве приветствовали снятие западных санкций с Ирана, отметив, что таким образом началось воплощение Совместного всеобъемлющего плана действий по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной проблемы, подписанного 14 июля 2015 года в Вене при активном участии России. В МИД подчеркнули, что успешная реализация СВПД «будет способствовать упрочению режима ядерного нераспространения» и поможет укреплению безопасности на Ближнем Востоке и в мире в целом.

Особое мнение
Последовательным противником снятия санкций с Ирана, является Тель-Авив. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявляет, что компромисс с этой страной «открывает дорогу» для создания там ядерного оружия. При этом не следует забывать, что между данными государствами существует соперничество. Отсюда и сгущение красок по поводу атомной угрозы.

На фото: делая заявление о снятии санкций, глава МИД Ирана Джавад Зариф не сдерживал радостных эмоций

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели