Законопроектом определяется общий подход к индексации акцизных ставок в 2020 году: предусматривается, что они будут увеличены на 4 % - уровень инфляции, прогнозируемый специалистами Минэкономразвития на 2019 год. Предполагается, что за счет этого повышение в бюджетную систему удастся привлечь более 56,6 миллиарда рублей дополнительно.
Пожалуй, одна из главных новаций, касается акцизных ставок на сигареты и папиросы. Парламентарии планируют отложить их 10 % повышение на полгода – до 1 июля 2018. Как пояснил корреспондентам «ГЧ» депутат Госдумы от Воронежской области, член Комитета по бюджету и налогам Сергей Чижов, отсрочка актуальна только для этой товарной группы. В отношении остальной табачной продукции уже с 1 января будут действовать новые, повышенные ставки. Решение принято в интересах развития евразийского экономического сотрудничества: государства ЕАЭС (Россия, Армения, Киргизия, Казахстан, Армения) проводят работу по гармонизации акцизных ставок. Успешное решение этой задачи, прежде всего, отвечает интересам нашей страны.
Дело в том, что: действующие на территории РФ ставки на 55-61 % (в зависимости от ценового сегмента) превышают актуальные в других государствах Союза, что создает дополнительные риски с точки зрения усиления потока контрабандной продукции. Между тем, последние исследования рынка показывают, что доля нелегальных сигарет, реализуемых в нашей стране, за последний год выросла с 1,1 % в прошлом году до 4,6 % в текущем. В результате по оценкам экспертов федеральный бюджет теряет в доходах, поступающих с уплаты акцизов и НДС порядка 23,5 миллиарда рублей.
По предварительной договоренности, достигнутой между странами ЕАЭС, к 2022 году во всех пяти странах сигареты будут облагаться по ставке 35 евро за 1 тысячу штук. Для сравнения, сейчас в России расчет акцизного платежа осуществляется по формуле 1562 рубля за тысячу штук + 14,5 % расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 2 123 рублей за 1 тысячу штук. То есть речь идет не о повышении доступности табачной продукции, а лишь о снижении темпов роста ставок.
Еще одно важное решение с точки зрения привлечения дополнительных доходов в казну – продление повышенной ставки НДПИ.
Введение этого налога в 2004 году – инициатива «Единой России». Оно стало переломным моментом в развитии экономики: были созданы механизмы, необходимые для того, чтобы направлять в бюджетную систему, на развитие страны, сверхприбыли нефтяных компаний, которые до этого оседали в карманах их владельцев.
Законопроектом предлагается продлить действие повышенных коэффициентов, используемых при расчете платежа на 2020 год – согласно действующей редакции Налогового кодекса, он должен был действовать только в 2019 году. Данная мера позволит привлечь дополнительные бюджетные доходы в объеме более 207,3 миллиарда рублей. Аналогично будет продлено на 2020 год действие ставок НДПИ на природный горючий газ для организаций, являющихся собственниками объектов Единой системы газоснабжения. А к «Газпрому» увеличенный (с 1,6969 до 2,2738 рублей за кубометр тариф) будет применен уже в четвертом квартале текущего года, что позволит привлечь в фежбюджет 30 миллиардов рублей.
Как отмечает Сергей Чижов, данный законопроект является бюджетообразующим, влияет на точность планирования доходов казны, а значит – должен быть принят за месяц до внесения на рассмотрение Госдумы проекта федерального бюджета. Соответственно, третье чтение законопроекта состоится до окончания весенней сессии.
По словам парламентария, в ходе подготовки ко второму чтению, Комитету по бюджету и налогам предстоит синхронизировать содержательную часть документа с нормами Бюджетного кодекса, а также включить норму, которая позволит Госдуме проконтролировать целевое расходование дополнительные доходов от уплаты топливных акцизов – они должны быть направлены на развитие региональных и муниципальных дорог.