Главная художница Гжели
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Главная художница Гжели

25 августа 2015 / просмотров – 3272
Истфакт

В 1943 году перед нашей землячкой Натальей Бессарабовой была поставлена задача восстановить почти угасший народный промысел. Тогда все оборудование лаборатории Натальи Ивановны представляло собой лишь гончарный круг и печь для обжига керамики. Однако очень скоро здесь начала рождаться настоящая сказка…

Бурные 1920-е в Воронеже
Будущая художница появилась на свет 120 лет назад в семье воронежских интеллигентов. В юные годы Бессарабова училась у известных скульпторов и живописцев. Среди ее наставников были мастер графики Владимир Фаворский и создатель замечательных жанровых картин Александр Бучкури.
Молодость нашей героини пришлась на 1920-е. Жизнь в стране тогда напоминала пестрое мозаичное полотно – разруха после Гражданской и энтузиазм возрождения слились в нем воедино. Ветшали разоренные «дворянские гнезда», уходили в прошлое «старорежимные» традиции, но стартовали глобальные индустриальные проекты, по городам и весям разъезжали агитпоезда, повсеместно организовывались лекции-курсы-субботники… Нескучно жилось и в воронежском доме с современным адресом Оржоникидзе, 26. Здесь размещалось учреждение под названием ВХУТЕМАС, что расшифровывалось как высшие художественно-технические мастерские. В его стенах постигала секреты искусства одаренная молодежь. Кроме того, юные живописцы организовали театральные представления, проводили акции по ликбезу и прочие просветительские мероприятия. В этой неугомонной компании училась и Наталья Бессарабова. В тот же период девушка участвовала в оформлении спектаклей драмтеатра, а также создала ряд этюдов на революционную тему. Ее работы экспонировались на выставках, посвященных событиям 1905 и 1917 годов в Воронежской губернии.
«Остров танца»
В 1930-е Бессарабова была погружена в артистические эксперименты. Она работала главным художником в столичном хореографическом театре «Остров танца», занималась оформлением постановок профсоюзного ансамбля песни и плясок, делала эскизы костюмов для спектаклей в Казани. Однако главный период в творчестве Натальи Ивановны начался в 1943-м, когда ее пригласили в научно-исследовательский институт художественной промышленности, чтобы вдохнуть новую жизнь в старинное искусство гжельской керамики. В разгар войны задача возрождения народного промысла имела особое значение: борьба за сохранение отечественных традиций рассматривалась как своеобразный отпор захватчикам.
Секреты мастеров
Под руководством искусствоведа Александра Салтыкова Бессарабова изучала особенности промысла – распространенные сюжеты, технику исполнения – и создавала на этой основе свои образцы керамики. Благодаря ей, были возрождены традиционные приемы росписи, а ее модели посуды, разработанные на базе исконных форм, теперь считаются эталонными и хранятся в ведущих музеях страны.
Наталья Ивановна не только разгадала секреты промысла, но и передала их другим художникам. Она показала, как работать с кистями, чтобы краска ложилась с нужным эффектом; как добиться правильного сочетания оттенков. Кстати, «фирменная расцветка» – идея Салтыкова и Бессарабовой. До революции гжельская посуда была пестрой, но создатели возрожденной керамики предложили изготавливать ее в двух цветах, символизирующих белизну заснеженных полей и синеву ясного неба. Теперь это визитная карточка Гжели.

Из истории промысла
«Гжельский куст» или Гжельская волость – так исстари называли почти три десятка деревень под Москвой, жители которых изготавливали керамику с диковинными узорами. В документах промысел упоминается с XIV века, а зародился он и того раньше. Эта территория всегда славилась отменной глиной, из которой местные умельцы творили настоящие чудеса. В начале XIX столетия здесь действовало 25 предприятий по выпуску посуды, но к XX веку они постепенно пришли в упадок. Целенаправленная работа по возрождению гжельских традиций началась в 1940-е – на базе завода в деревне Турыгино.

Тайна имени
В XIX веке высказывались предложения, что название «Гжель» связано с глаголами «жечь», «обжигать». Современные ученые считают такое объяснение неверным. По их мнению, слово пришло из Балтики. Наиболее близкие ему топонимические параллели находятся на западе. Так, в левобережье Верхнего Приднепровья есть река Агжелка, известная также как Гжелка, а в Смоленской области – река Гжать.

Вариации на тему Гжели можно увидеть в творчестве Врубеля, Васнецова, Пикассо, а Кустодиев говорил, что керамика, созданная там, «цветет колдовскими синими цветами».

В 1978 году гжельские мастерицы во главе с Натальей Бессарабовой были удостоены Государственной премии имени Репина – за создание высокохудожественных керамических изделий.

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели