Федеральный бюджет 2018-2020 обеспечит социально-экономическую стабильность в регионах

27 ноября 2017 / просмотров – 295
Закон

Самый «остросюжетный» этап работы над федеральным бюджетом 2018-2020 завершен. 24 ноября депутаты Госдумы одобрили документ в третьем, заключительном, чтении.

Эксперты и непосредственные участники бюджетного процесса едины во мнении: это событие – историческое. И вот почему.

Прежде всего, важно отметить, что благодаря изменениям, внесенным Государственной Думой в Бюджетный кодекс и закон «О парламентском контроле», подготовка к работе над бюджетообразующими документами, началась еще в рамках весенней сессии.

«Впервые за все созывы Госдума, регионы и экспертное сообщество подключились к формированию доходной и расходной частей главного финансового документа страны еще летом, в рамках Парламентских слушаний», - подчеркнул депутат Государственной Думы от Воронежской области Сергей Чижов, принимавший участие в разработке этих законодательных инициатив.

В результате, рекомендации, выработанные по итогам обсуждения стратегического документа, были учтены Правительством при подготовке редакции, внесенной на рассмотрение Госдумы в составе «бюджетного пакета» осенью.

Напомним, что ранее проект Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики вносился на рассмотрение нижней палаты Парламента в трех отдельных частях. Притом, что по содержанию они нередко противоречили друг другу, регламент бюджетного процесса не предусматривал достаточно времени на устранение недочетов. В текущем году эта системная проблема была устранена.

В ходе подготовки проекта федерального бюджета 2018-2020 ко второму чтению Комитетом по бюджету и налогам совместно с Правительством и Счетной Палатой рассмотрено 586 поправок и перераспределено порядка 2,5 триллиона рублей в разрезе трехлетнего периода.

Кроме того, как мы писали ранее, главный финансовый документ страны на ближайшую «трехлетку» предусматривает постепенный переход на новую конструкцию «бюджетных правил» – особую систему использования нефтегазовых доходов. Ею предусматривается, что при подготовке проекта федерального бюджета предельный объем расходов будет приводиться в соответствие с уровнем базовых доходов. Последние будут складываться из объема нефтегазовых поступлений при стоимости нефти в 40 долларов за баррель и прогнозируемых ненефтегазовых доходов – поступлений, обеспеченных налоговыми платежами, акцизными сборами и страховыми взносами.

При этом доходы, полученные за счет углеводородов сверх запланированного объема, по новым нормам будут направляться в Фонд национального благосостояния.

Применение новой методики, с одной стороны, позволит вывести исполнение обязательств федерального центра из-под влияния внешней конъюнктуры (нефтяных котировок, цен на газ, валютных курсов), с другой – поможет России защитить себя от повторения ошибок прошлого, которые продолжительное время не позволяли уйти от сырьевой модели экономики.

По замыслу авторов «бюджетных правил» главным источником средств для развития должен стать экономический рост. В текущих условиях эта задача выполнима.

Впервые за 3 года прогнозом социально-экономического развития, на который опирались авторы проекта федерального бюджета, предусматривается рост ВВП. К 2020 году он может составить 2,3 %.

«Россия переходит от «бюджета выживания» к «бюджету развития», – подчеркивает Сергей Чижов. – В период ухудшения экономической ситуации в стране первостепенные задачи заключались в оказании поддержки наиболее уязвимым категориям граждан и финансировании отраслей, которые быстрее всего могут дать мультипликативный эффект: запустить развитие смежных отраслей. Теперь, когда страну удалось вывести на устойчивые темпы экономического роста, необходимо обеспечить рост благосостояния людей и качества их жизни, наращивать темпы модернизации инфраструктуры, строить экономику будущего».

Эти приоритеты составили систему координат, в которой депутатами велась доработка проекта главного финансового документа страны.

В общей сложности на базе Комитета по бюджету и налогам было проанализировано 586 поправок, большинство из которых было одобрено. 60 – разработано в соавторстве с депутатом Госдумы от Воронежской области Сергеем Чижовым.

Корректируя расходные статьи, парламентарии учитывали уровень освоения средств в текущем году и реальные потребности субъектов. В результате только в бюджетных планах на 2018 год перераспределен примерно 1 триллион рублей. В разрезе трехлетнего периода эта сумма составила почти 2,5 триллиона.

В частности, по инициативе единороссов фракционными поправками дополнительные средства направлены на развитие АПК (20 миллиардов), образования (10 миллиардов), здравоохранения (8 миллиардов), реализацию госпрограммы «Доступная среда» (более 1,2 миллиарда), индексацию президентских грантов в сфере культуры (свыше 1 миллиарда)

В 2018 году Воронежской области предусмотрено почти 22 миллиарда рублей из средств федерального бюджета. Таким образом объем поддержки региона со стороны Москвы будет сопоставимым с показателями прошлых лет.

Впервые в истории бюджетного процесса все субсидии распределены между российскими субъектами сразу, в рамках закона о федеральном бюджете. Раньше, субъекты были вынуждены корректировать свои планы в течение года, по факту принятия решений об объемах софинансирования отдельных госпрограмм. В значительной степени переломить эту тенденцию парламентариям удалось в прошлом году, при подготовке федерального бюджета 2017-2019. Тогда в рамках работы над главным финансовым документом страны, удалось распределить 845 миллиардов рублей. А уже к 1 марта, благодаря интенсивной работе Трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений, были определены объемы субсидий регионам практически по всем направлениям.

«Прозрачность и предсказуемость бюджетной политики для региональных властей, обеспеченные при верстке федерального бюджета, важный вклад в социально-экономическую стабильность, – поясняет Сергей Чижов. – Так, Воронежская областная Дума, при рассмотрении проекта регионального бюджета 2018-2020 в первом чтении 30 ноября, сможет заложить в документ предусмотренную федеральную поддержку в объеме около 22 миллиардов рублей в виде субсидий, субвенций, дотаций и иных межбюджетных трансфертов».

Эти средства будут направлены на исполнение «майских указов» президента, поддержку отдельных категорий граждан, модернизацию социальной инфраструктуры, развитие экономики.

Значительная часть федеральных средств, распределенных Воронежской области, будет направлена на расходы социальной направленности. В частности, более 7 миллиардов нашему региону будет направлено на выравнивание бюджетной обеспеченности и около 900 миллионов – на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда бюджетников. Поддержка в этом объеме позволит региональным властям выполнить социальные обязательства перед гражданами, предусмотренные «майскими указами» главы государства и при этом не ставить на паузу работу над задачами по развитию экономики и инфраструктуры. Тем более, сегодня с полной уверенностью можно говорить о том, что в следующем году в Воронежской области будет продолжена реализация всех приоритетных госпрограмм.

В частности, в законе о федеральном бюджете 2018-2020 будет предусмотрено финансирование мероприятий по повышению качества жизни, которые реализуются в рамках партийных проектов. Так, на формирование современной городской среды предусмотрено 462,7 миллиона рублей, на благоустройство парков – 6,6 миллиона. Около 29,7 миллиона будет направлено на модернизацию муниципальных домов культуры, 6 миллионов – на поддержку театров в малых городах и чуть более 3 миллионов – на кукольные театры.

На этапе третьего чтения бюджета, парламентарии обозначили сферы, нуждающиеся в дополнительной поддержке федерального центра – скорее всего она будет предусмотрена при ближайшей корректировке главного финансового документа страны. Соответствующие рекомендации включены в Постановление Госдумы, сформулированное Комитетом по бюджету и налогам. Как подчеркивают парламентарии, каждый пункт рекомендаций реализуем. Так, ненефтегазовые доходы, полученные в 2018 году сверх запланированного объема, предлагается направить на поддержку сельского хозяйства, создание новых мест в общеобразовательных организациях и поддержку Российской академии наук. Также, исходя из содержания документа, за счет расширения перечня некоммерческих организаций, которым доступны льготы, дополнительную финансовую поддержку могут получить социально-ориентированные НКО, проекты, связанные с обеспечением дорожной деятельности в субъектах РФ, а также строительством и реконструкцией объектов социальной инфраструктуры на Дальнем Востоке.


 

 

ИА "ГЧ"
261-99-99, 239-09-68
36glch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели