Один из методов – максимально детализированный государственный или муниципальный контракт. В случае поставки некачественной продукции его можно расторгнуть в одностороннем порядке, а на компанию, нарушившую условия договора, наложить штраф. За экспертизу, доказывающую наличие фальсификата, также будет платить поставщик.
Снизить риск некачественных поставок помогают конкурсы с ограниченным участием. Их проводят при закупке продуктов питания, в частности молочной, мясной и колбасной продукции. Работают в основном с местными производителями. Такое поручение на одном из совещаний дал губернатор Александр Гусев.
«У нас была компания, которая регулярно поставляла фальсификат по молоку. Он был выявлен, а организация внесена в реестр недобросовестных поставщиков. После этого мы провели переговоры и встречи со всеми производителями данной продукции. И сейчас к качеству молока претензий нет. Сроки по контракту выполняются, продукция поставляется вовремя, – рассказывает руководитель управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Евгений Гончаров. – Госзаказ – это очень ответственно. Приобретая продукты, мы можем пойти в любой магазин и выбрать то, что нам нравится. А в рамках госзакупок социально уязвимые слои населения – дети, старики, инвалиды – получают только определенные товары. У них права выбора нет. Поэтому фальсификат здесь недопустим. Как я уже говорил, такие случаи бывали, но по данным Роспотребнадзора в 2018 году ситуация стабилизировалась. Мы добились этого, и теперь будем стараться удержать высокую планку».
В прошлом году специалисты управления побывали в 21 районе Воронежской области, беседовали с бизнесменами, объясняли им механизм работы по госзакупкам. В итоге в процесс удалось вовлечь 55 новых предприятий, 32 их которых победители в конкурсах и заключили контракты. В 2019-м запланирован еще один подобный «вояж».
«Мы не создаем преференции и особые условия для местных производителей, но они должны знать, что такое закупки и осознано либо участвовать в них, либо нет, – объясняет Евгений Николаевич. – Госзакупки – тяжелое направления для предпринимателей, это намного сложнее, чем коммерческий контракт. Часть поставщиков не хотят в них участвовать, так как присутствует недоверие к власти, и мы должны с этим бороться. По продуктам питания, к примеру, у нас свыше 14 компаний, серьезная конкуренция. Мы смогли добиться того, что на победу влияет не только цена, но и качество продукции, опыт работы по госконтрактам, отзывы заказчиков… Абсолютно все».