Эра борьбы за покупателя: достижения, вызовы, тренды

19 июля 2017 / просмотров – 278
Бизнес

Казалось бы, что может поколебать позиции ретейла? Спрос на продукты питания, товары первой необходимости, медикаменты будет всегда. Однако именно работники торговли одними из первых ощущают на себе все хорошее и плохое, что происходит в обществе: экономические перипетии 2014-го и теперь, наметившееся восстановление экономики – не исключение. Как отрасль адаптируется к новым условиям: какие вызовы и тренды приходится учитывать ее представителям – в материале «ГЧ».

Естественный отбор

«Сфера торговли почти достигла своего предела роста, поэтому сейчас усиливается конкуренция внутри сектора. Соответственно, вопросы привлечения и удержания покупателей выходят на первый план. Например, крупные торговые сети активно используют различные программы лояльности. Предсказуемо, они же являются главными игроками на рынке. По нашим оценкам, на их долю приходится уже более 50 % общего объема торговли, тогда как еще пять лет тому назад – порядка 30 %», – констатирует главный аналитик Промсвязьбанка Игорь Нуждин.
По его словам, в основном, нарастить долю на рынке крупным компаниям удается за счет малых и средних. Впрочем, это естественный процесс. «Небольшие организации либо переориентируются на новые направления, либо сузят свою специализацию до продажи уникальных товаров, например, фермерских продуктов», – поясняет эксперт.

Каждому своя ниша

Некоторое снижение реальных доходов населения, произошедшее в последние годы, конечно, не лучшим образом сказалось на состоянии отрасли. Однако обошлось без серьезных потрясений. Так, по данным Росстата, в 2016-м оборот розничной торговли составил 28,8 триллиона рублей, сократившись всего лишь на 5,2 %. По итогам 2017-го, по прогнозам экспертов, в этом сегменте наметится оживление. Хорошие перспективы открываются перед представителями МСБ.
«Это обусловлено их мобильностью, способностью к быстрому принимать решения, – комментирует аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Алексей Коренев. – У крупных сетей – свои преимущества. Одно из них – наличие товаров «собственной торговой марки» (СТМ). В среднем они на 20 % дешевле брендированных аналогов, и сегодня присутствуют более чем в 220 категориях товаров. Наиболее распространенные – молочные продукты, шампуни, стиральные порошки, зубная паста и средства личной гигиены. Что касается промоакций, то сейчас их масштабы особенно велики. Товары некоторых категорий покупатели предпочитают приобретать исключительно в рамках программ лояльности».

В поисках баланса

Источником многих трендов является законодательство. Один из них – автоматизация процессов.
«Сегодня есть возможность обеспечивать так называемый «сквозной» контроль товародвижения – от производителя до покупателя, – комментирует депутат Госдумы от Воронежской области, член Комитета по бюджету и налогам Сергей Чижов. – Внедрена система ЕГАИС, маркировка меховых изделий, продолжается внедрение онлайн-касс, ведется подготовка законодательной базы для автоматизации контроля за оборотом лекарственных препаратов, а также электронной сертификации некоторых продовольственных товаров. Встраиваясь в эту систему, предприниматели, в свою очередь, модернизируют бизнес-процессы и повышают свою эффективность. Вместе с тем, торговые организации, осваивая новые форматы работы, дают импульс развитию законодательного регулирования. Яркий тому пример электронная коммерция»ю
Перемены сулят вступившие в начале года изменения в законе «О торговле», установившие для торговых сетей определенные ограничения. Так, по новым нормам, совокупный размер бонуса, уплачиваемого поставщиком, не может превышать 5 %. В это вознаграждение может входить плата за оказание маркетинговых, логистических или рекламных услуг, а также премия за объем закупок. Ранее планка была выше – на уровне 10 %. Нововведения также сокращают промежуток оплаты поставленного товара. Теперь продукты питания со сроком годности менее 10 суток должны быть оплачены в течение восьми дней с момента приемки, со сроком годности от 10 до 30 дней – не позднее 25 дней, а товары со сроком годности свыше 30 дней – не позднее 40 дней.
Тем не менее, достаточно часто озвучиваются предложения еще больше «закрутить гайки».
«Важно помнить, что на долю торговли приходится порядка 14,1 % ВВП России. Эта отрасль остается одним из ключевых источников занятости населения – здесь трудится порядка 18,5 % работающих граждан, - отмечает он. – Долгое время регулирование этой сферы попросту отсутствовало. Базовый закон «О торговле», по инициативе партии «Единая Россия» был только в конце 2009 года».
Сергей Викторович не исключает, что совершенствование этой части законодательства будет продолжено. При этом сохранение баланса интересов будет оставаться безусловным приоритетом для законодателей.

Новая система координат

С началом года вступила в силу новая редакция закона «О защите прав потребителей». Согласно его новым положениям, не всякая жалоба по спорным ситуациям будет являться основанием для проведения неплановой проверки супермаркета или магазина. Старые правила будут действовать, когда покупателю продали некачественный или просроченный товар. В этих случаях потребитель по-прежнему сможет обратиться в Роспотребнадзор с заявлением о неплановой проверке торгового объекта. При этом жалоба к продавцу с целью возмещения материального и морального ущерба будет рассматриваться как предупреждение магазина о проведении рейда. Таким образом, закон по-прежнему стоит на страже здоровья и безопасности покупателя.
Остальные нарушения будут регистрироваться органами госнадзора в области защиты прав потребителей, в том случае, когда имеется зафиксированная претензия к руководству торгового объекта, но в ее рассмотрении было отказано, либо результат расследования не удовлетворил заявителя.

Российские пользователи стали больше тратить на онлайн-покупки и активнее заказывать товары в интернет-магазинах. Так, средняя трата на покупки из интернета в 1 полугодии 2017-ом составила более 12 тысяч рублей, что почти на 500 рублей больше, чем годом ранее

Новые правила фактически позволяют решать конфликты с покупателем «на месте» и без участия третьих лиц. Благодаря этому у магазинов есть шанс в кратчайшие сроки устранить указанные недостатки и избежать штрафов или временного закрытия со стороны Роспотребнадзора.
Отметим, что законодательство в сфере защиты прав потребителей продолжает совершенствоваться. По поручению президента, в России будет разработана Стратегия госполитики в области защиты прав потребителей сроком до 2030 года. Планируется, что до 15 сентября правительство подготовит изменения в законодательство, предусматривающие возможный вопрос повышения максимального размера ущерба по потребительским искам у мировых судей, расширенное участие органов местного самоуправления в вопросах защиты прав потребителей, введение перечня недопустимых условий договоров.

«Торговля вносит серьезный вклад в развитие всей экономики»

Евгений МАСЛОВ, генеральный директор компании «ЭкоХлеб», председатель Комитета ТПП ВО по торговле и пищевой промышленности: 

– Ретейл всегда был одной из важнейших отраслей экономики. Грамотно организованная торговля способна не только поддержать производство, но и подтолкнуть к развитию целые отрасли, выводя на рынок инновационные продукты. А в условиях кризиса ретейл становится, своего рода, лакмусовой бумажкой, указывающей на здоровье экономики в целом. И если посмотреть, сколько сейчас открывается новых торговых предприятий, то можно сказать, что все не так плохо. Не стоит забывать, что ретейл – это значительный источник поступления денежных средств в бюджеты различного уровня, формирующий таким образом основы стабильности государства. По статистике почти половина малого и среднего бизнеса занята в сфере торговли и услуг. Конечно, экспансия крупных торговых сетей диктует свои правила и в значительной степени влияет на то, как выглядит отрасль сегодня..Но называть такое воздействие негативным нельзя. . Именно конкуренция с «сетевиками» способствует насыщению рынка уникальными товарами, повышает уровень сервиса.
В связи с падением реальных доходов потребителя ситуация на рынке меняется: игроков в секторе «премиум» становится все меньше из-за роста покупательского спроса на бюджетные товары. В целом, торговая деятельность нуждается в особой поддержке и защите со стороны государства. Например, один из острых и проблемных вопросов в этой сфере – арендная плата за размещение нестационарных торговых объектов. Зачастую, она посильна не для всех предпринимателей. Здесь на помощь проходит Торгово-промышленная палата и другие органы власти.
Думаю, будущее ретейла сегодня стоит за сектором интернет-торговли. Все большая часть рынка уходит в интернет. Еще вчера «глобальная паутина» была экзотикой, а сегодня, если у вас нет сайта или интернет-магазина с доставкой, то конкурировать будет очень сложно. Ситуация на рынке меняется быстро. И чтобы успешно работать, нужно постоянно «держать руку на пульсе».

Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели