Душевный доктор. Из биографии светила отечественной психиатрии Николая Баженова
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Душевный доктор. Из биографии светила отечественной психиатрии Николая Баженова

22 октября 2013 / просмотров – 3913
Истфакт
100 лет назад выдающийся российский психиатр Николай Баженов получил необычный подарок – блюдо, на котором была выгравирована надпись: «Другу пасынков природы». Памятный презент вручили доктору его пациенты – в знак глубокой признательности за внимание и заботу. Эта история достаточно ярко характеризует личность Баженова. Современники запомнили Николая Николаевича не только как талантливого врача, но и как очень милосердного человека. Нам он интересен еще и потому, что в его биографии есть «воронежская страница».

Поборник «системы нестеснения»

Николай Николаевич Баженов (1857 – 1923) родился в дворянской семье, в Киеве. По окончании гимназии поступил на медицинский факультет Московского университета, учился у знаменитого врача Сергея Боткина, затем получил работу в Преображенской больнице. Здесь он трудился под руководством одного из основоположников отечественной психиатрии Сергея Корсакова, а когда приобрел необходимый опыт, занялся самостоятельной практикой.

Николай Николаевич принимал активное участие в открытии медучреждений для страдающих душевными недугами и в разработке документов, закрепляющих их права. Баженов впервые в России ввел «систему нестеснения», направленную на отмену излишних ограничений свободы людей с психическими патологиями. С его легкой руки в лечебных учреждениях для душевнобольных ушел в прошлое полутюремный режим.

Отметим также, что Николай Николаевич обладал большим авторитетом не только на Родине. Его приглашали на работу в лучшие клиники Европы, избрали членом  научных обществ многих государств, а во Франции даже наградили орденом Почетного Легиона за вклад в медицину.*

Больница с царским именем

На воронежской земле Баженов работал на рубеже XIX – XX столетий. Тогда губернское земское собрание вынесло постановление выстроить новую современную лечебницу для душевнобольных, которой было решено присвоить имя императораАлександра II. С просьбой разработать проект организации медучреждения воронежцы обратились к Николаю Николаевичу.

С 1899 по 1901 годы Баженов возглавлял психиатрическое отделение губернской больницы.** По его рекомендации земская управа приобрела большой загородный участок в имении Орловка. Там и развернулось строительство лечебницы. Дело это было непростое, требующее массы средств, поэтому растянулось на несколько лет. Начатое Баженовым продолжил известный врач, убежденный сторонник учения Фрейда Николай Вырубов.

Сначала возвели два корпуса для «беспокойных» пациентов с острой клинической картиной, здания для персонала, водокачку, разбили сад для прогулок. В 1904 году в Орловку поступили первые больные. Позже медучреждение существенно расширилось и стало крупнейшим в губернии.

«Сельская психотерапия»

Еще один «воронежский проект» Баженова был связан с селом Девица. Здесь в 1899 году под руководством Николая Николаевича появился так называемый психиатрический семейный патронаж. Такая форма опеки заключалась в том, что пациенты, прошедшие курс лечения, помещались в семью, в которой создавались благоприятные условия для социальной реабилитации больных. При этом врачи не прекращали наблюдения за состоянием здоровья своих подопечных и в случае необходимости оказывали медицинскую помощь. Семье в свою очередь выплачивалось пособие. Идея подобной опеки почти одновременно начала разрабатываться на рубеже XIX – XX веков в России и Западной Европе. В нашей стране ее выразителями стали психиатры Корсаков и Баженов.

 

На плашке:

Бунтарь в белом халате

Баженов активно выступал против любых форм тирании и авторитаризма. В молодости он подвергался аресту за участие в движении народовольцев. В 1911 году подал в отставку, протестуя против увольнения либерально настроенных университетских профессоров. В работе «Психология казнимых» Николай Николаевич бунтовал против введения смертной казни. В то же время он предостерегал общество от «крайностей демократии». Так, в статье «Психология и политика» Баженов предупреждал, что в определенных условиях «освободительное движение» может трансформироваться в свой антипод, когда отрицается «право на существование точки зрения другого». В 1906 году, задолго до установления в стране однопартийной системы и начала сталинских репрессий, Николай Николаевич писал: «…Всего более эшафотов было воздвигнуто и более всего зажжено костров именно теми, кто веровал в спасительность единой доктрины, которая обновит мир, облагодетельствует человечество…» По Баженову, самый верный способ достичь процветания – признать, что «культура есть безусловная ценность». Только ее «укоренение в широких массах населения (…) останется навсегда единственным способом обеспечить нации свободу и право».

 

*Данный орден является высшим знаком отличия, почета и официального признания особых заслуг.

**Ныне в комплексе зданий, которая она занимала, размещаются городская клиническая больница имени Федявского стоматологическая поликлиника и кафедра ВГМА (проспект Революции, 10, 12, 14, Кольцовская, 1).

 

«Достопримечательность Москвы». Так называли Николая Баженова современники, тем самым подчеркивая его активное участие в общественной жизни. Он был членом многих медицинских, психологических, литературных и благотворительных организаций, председательствовал в Российском Союзе невропатологов и психиатров, ратовал за возрождение масонских лож…

Одним из первых Баженов начал изучать посттравматический стресс. Еще до того, как появилось это понятие в медицине, им была написана научная работа «О значении стихийных бедствий в этиологии некоторых нервных и психических заболеваний», по сути посвященная исследованию данного пограничного состояния.

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели