Детская жестокость: кто виноват и что делать?
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Детская жестокость: кто виноват и что делать?

4 октября 2011 / просмотров – 5026
Психология
Толкнул одноклассника, сильно ударил сестру, обозвал учительницу, издевался над кошкой – просто маленький монстр, а не ребенок! Жестокое и агрессивное поведение малыша приводит родителей в шоковое состояние, которое сменяется злостью, а потом безысходностью. Почему ребенок ведет себя агрессивно, что его беспокоит и тревожит и как на это реагировать взрослым? Попытаемся ответить на эти непростые вопросы и выберем правильную тактику поведения.
Сегодня, если дети дерутся, то бьют очень больно, и, как правило, детские конфликты заканчиваются травмами. Мы привыкли считать, что причина этого в неблагополучной семье или в долгом и частом просмотре ребенком жестоких передач, игре в «стрелялки» и так далее. Но это далеко не так. «Агрессивное поведение ребенка – это сигнал о том, что он нуждается в помощи, это его ответ на сложившиеся обстоятельства: нехватку внимания со стороны родителей, неудовлетворенные потребности и желания их достигнуть, чувство вины, – объясняет эксперт рубрики, психолог Татьяна Корецкая. – Родители, как правило, реагируют на это чрезмерно строго, наказывая ребенка, либо, наоборот, слишком снисходительно. Но все это также приводит к ответной агрессии малыша».

Время бить тревогу
Родителям непросто понять масштабы проблемы, с которой они столкнулись. Ведь агрессия может быть одним из переходных этапов развития. Существуют ли критерии, по которым можно определить, что жестокость ребенка переходит границы и необходимо предпринимать крайние меры? Кого действительно можно назвать «проблемным ребенком»? Малыша, который гневно кричит в ответ на родительское «нет», или того, кто при любом удобном случае пускает в ход кулаки?
Существует два вида детской жестокости: фрагментарная и устойчивая. «В первом случае агрессивное поведение ребенку не свойственно, оно проявляется спонтанно и урывками, – продолжает психолог. – Здесь ребенок проверяет степень наказания и уровень дозволенности, неумело копирует поведение окружающих». В этом случае коррекция проста: достаточно твердо и жестко сказать, что поступать так нельзя, разъяснить почему, и перевести внимание ребенка на деятельность. Это обычный возрастной этап, где требуется внимание и воспитание родителей.
Агрессивное поведение ребенка – сигнал о том, что он нуждается в помощи
Психолог предупреждает: родителям нужно беспокоиться, если ребенку доставляет удовольствие причинять зло другому и видеть его страдания. Для них такой способ поведения – основная тактика: они оказываются затянуты в разрушительную воронку, независимо от возраста и социального положения семьи. Это фрагментарная, то есть устойчивая агрессия. «Такое поведение сигнализирует беду, – говорит Татьяна. – Жестокость проявляется по отношению к животным, сверстникам, ко всем близким. И говорит о том, что ребенку требуется квалифицированная помощь, потому что данное проявление агрессии связано не с возрастным этапом развития, а с личными особенностями. Они формируются в силу разных неблагоприятных обстоятельств: издевательства, агрессии со стороны окружающих и родных, завышенных и недостижимых требований, грубого тона, издевок и гиперопеки».

Предотвратить жестокость
Настоящая жестокость начинается в тот момент, когда ребенок чувствует удовлетворение от того, что он получил желаемое, и одновременно замечает, что при этом страдает другое живое существо. И затем, когда ему снова захочется почувствовать свое превосходство, он вновь станет искать жертву. Так возникает привычка улучшать свое самочувствие лишь за счет других.
А начинается все с естественного желания познать мир. Например, стремясь узнать, как изнутри устроена рыбка, ребенок пытается достать ее из аквариума, чтобы разрезать пополам. Для него в этом ничего сверхжесткого нет – он же разбирает игрушечные машинки, почему не «разобрать» рыбку? Что делают родители в этом случае: запрещают издеваться над живым существом, объясняя это тем, что ему будет больно, и оно умрет (чего ребенок еще не знает).
Существует два вида детской жестокости: фрагментарная и устойчивая
Но на этом останавливаться не стоит, потому что у малыша останется желание, которое он не смог реализовать. И вместо запрета на то, чтобы причинять вред живым существам, он усвоит негласное «разрешение» нарушать этот и другие родительские запреты. И наверняка, улучив подходящий момент, станет находить удовольствие в том, чтобы мучить и других животных. Ведь если родители не вмешиваются, логично предположить, что его поведение их удовлетворяет.
Чтобы предотвратить подобную ситуацию, необходимо предложить малышу другой вариант сделать то, что он хочет. Например, прочитать книгу о рыбках, посмотреть фильм и так далее. Поступая таким образом, родители показывают своему чаду, что не отвергают, а принимают его желания, но в то же время, что очень важно, учат осуществлять их цивилизованно.

Правильно реагировать
Одним наказанием проблемы агрессивного поведения не решить по причине индивидуального возрастного развития ребенка. Ведь его личность еще только формируется и, как утверждает теория психоанализа, проходит все непременные этапы развития, в том числе и агрессивности, которая иногда может принимать очень жестокие формы. Эту энергию детской агрессивности важно направить в иное, не деструктивное, а конструктивное русло. Семья, школа и общество должны действовать в этом совместно – так, чтобы взрослые осознавали и использовали свой авторитет, устанавливая разумные запреты, а дети воспринимали его как законную и необходимую силу, преобразуя свою агрессивность в более приемлемые чувства.
Эксперт рубрики еще раз предостерегает: ребенка нельзя наказывать физически. «Попытайтесь найти причину агрессивного поведения, не говорите: «А если бы с тобой так поступили»? Это бессмысленно! Ребенок просто замкнется в себе, и все. Учите малыша смотреть на себя со стороны, объясняйте ситуацию через примеры, чтение соответствующей литературы, сказки».
Чтобы помочь своему ребенку, нужно самим уметь адекватно реагировать на его поведение
Если авторитет взрослых слаб или попросту отсутствует, ребенок начинает выплескивать агрессивные импульсы на окружающих и может привыкнуть к такому стилю поведения. В особой опасности находятся дети, лишенные родительского понимания, сопереживания их чувствам. Такие малыши не могут описать словами свое душевное страдание. Они никогда не встречали сочувствия в родителях, а потому не могут сочувствовать другим.
В любом случае, родителям нельзя закрывать глаза на агрессивное поведение их чада. Если же мама с папой не вникают в поведение малыша, а только раздражаются, прикрикивая «Прекрати!», то молчание ребенка не будет означать того, что агрессия исчезла. Она обязательно проявится где-то еще или превратится в аутоагрессию – чувство вины, ощущение собственной неполноценности, ненужности.

Услышать сигнал
За проявлениями детской злости, грубости и жестокости всегда стоят определенные проблемы семьи, в которой растет ребенок. Точнее сказать, сама семья, не дающая малышу необходимого понимания, тепла, защиты. Именно эта «среда» порождает детские проблемы. Особенно опасно, если родители не испытывают ни малейших сомнений в правильности собственных поступков и взглядов на воспитание, перекладывая всю ответственность на других – общество, преподавателей, врачей. В таких семьях вырастают самые «проблемные» дети.
Чтобы помочь своему ребенку, нужно самим уметь адекватно реагировать на его поведение. Не воспринимать стремление поколотить обидчика как нечто естественное, но и не сводить личность ребенка к определению «агрессивный», понимая, что за его поведением всегда скрывается какое-то страдание. Так ребенок трубит сигнал SOS, выражая желание получить поддержку от сильных, любящих и вызывающих доверие людей. И это именно то, что должны услышать взрослые.
«Воспитание – это процесс сложный, требующий больших усилий, внимания, терпения, времени, – объясняет Татьяна Корецкая. – Ребенка необходимо водить в спортивные секции, где обучают не конкуренции, не победе любой ценой, а защите меньших и слабых. Свободное время малыша следует занимать прогулками, общением, чтением, развивающими играми, ведь именно так он познает основы жизни. И помните – каждый поступок вашего чада надо объяснять, обсуждать, не боясь отвечать на порой шокирующие детские вопросы».

Отвечать за свои слова
Воспитание не ограничивается лишь тем, чтобы объяснить ребенку правила. Родители должны следить, чтобы все выполнялось, а за нарушением следовало наказание. И здесь от взрослых потребуется твердость, даже если проступок кажется безобидным. Серьезность нарушения никогда не измеряется ценностью предмета, ставшего его причиной. Потому что, нарушая правило, ребенок всегда бессознательно стремится проверить: такое ли оно твердое, как взрослый ему говорил? Если родитель наказывает, он таким образом подтверждает свои слова, если не реагирует – он их дискредитирует. И его реакция тем более важна, потому что для ребенка она способна поставить под сомнение саму ценность слова. «Если можно говорить одно, а делать наоборот, какой в словах вообще смысл?» – рассуждает малыш.
За проявлениями детской злости и грубости всегда стоят проблемы семьи, в которой растет ребенок
Главная цель родителей – помочь ребенку стать человечнее по существу, что совсем непросто, ведь агрессивное поведение – самая простая и естественная реакция на раздражающие факторы. Речь не о том, чтобы пытаться искоренить «дикие» импульсы в ребенке, а о том, чтобы он научился с ними совладать, поступать, исходя из более гуманного видения мира. А для этого ему необходимо усвоить три основных, очень важных понятия: об особой ценности человеческой жизни (через осознание собственной ценности благодаря родителям), о том, что другой человек может страдать (малышу сложно представить боль другого существа, если он постоянно наблюдает, как отец бьет его мать), о смысле человеческих правил и законов. Эти понятия станут для ребенка незыблемыми правилами лишь тогда, когда он будет понимать их смысл.

Понять и помочь
Никто из нас не рождается изначально добрым или жестоким, защитником слабых или безжалостным мучителем. Ни один ребенок с колыбели не бывает злым. Это так же верно, как и то, что ни один младенец не рождается цивилизованным, готовым жить по правилам социума. Потому что в самом начале жизни его психическая организация еще бесконечно далека от него.
Ни один ребенок не бывает злым с колыбели
Ребенок с жестоким, агрессивным поведением – это обычный ребенок, которому не раз и в разных обстоятельствах пришлось столкнуться с радикальной нехваткой воспитания. А иногда и с более серьезными проблемами. Его жестокие поступки должны быть наказаны не только во имя установления правил в отношениях с другими людьми и окружающим миром. Но в первую очередь маме и папе необходимо «услышать» то, что хочет сказать ребенок посредством своей жестокости. Потому что такое поведение – это всегда знак того, что жизнь малыша выходит или уже вышла из нормального русла. И ему требуется не просто наказание, а понимание его проблемы, доверительное отношения и глубокая любовь, которая «вытащит» его из черной дыры жестокости.
Справка ГЧ:
В чем причина детской агрессии?

Психологи Университета Монреаля (Канада), наблюдая за развитием 35 000 детей (с пятимесячного до двенадцатилетнего возраста), обнаружили, что пик агрессии наблюдается в полтора года: дети драчливы, легко ссорятся, кусаются, царапаются, толкаются, визжат. Но примерно к пяти годам большинство из них осваивают мирные способы достижения своих целей, и количество конфликтов снижается. Однако некоторым детям требуется значительно больше времени для того, чтобы усвоить социальные нормы и навыки общения. Руководитель исследования Ричард Трембли отмечает, что поведение матери во время беременности – курение, употребление спиртного, а также плохое питание и постоянный стресс искажают нейробиологическое развитие плода, что отражается на тех зонах его мозга, которые отвечают за эмоциональный контроль.
Детский психолог Северин Феникс, автор масштабного исследования о проблемном поведении школьников, утверждает: «Есть множество нюансов и деталей, которые определяют степень тяжести детской проблемы. Иногда асоциальное поведение ребенка является не самой болезнью, но лишь симптомом, за которым кроются действительные причины его состояния. И их необходимо найти. Иначе помочь такому ребенку по-настоящему будет невозможно».
Для детей полутора–двух лет агрессия может быть вполне естественной реакцией: «меня толкнули, и я толкнул». Как и для бунтарей-подростков, движимых желанием самоутвердиться, противопоставляя себя окружающему миру.
До сих пор бытует мнение, будто агрессивному поведению дети учатся из фильмов и телепрограмм. Психологи возражают: это неверно! Не фильмы заставляют ребенка нападать на других детей, а отсутствие у него элементарных социальных навыков. Все «мучители» на самом деле – жертвы своей семьи, которая оставила их без ориентиров, и общества, которое не стремится исправлять ошибки семьи.
Зигмунд Фрейд утверждал, что поведением маленького ребенка управляют его желания, внутренние импульсы. Ребенок желает чего-то – он тянется к предмету и его берет, ему хочется ударить – он бьет. Пока он не в состоянии управлять этими импульсами, но ощущает неудержимую потребность немедленно их удовлетворить. Этот механизм усиливается тем, что Фрейд называл «принципом удовольствия» (единственная цель поведения – получить то, что приносит удовлетворение). И тем, что ребенок проникнут острым ощущением своего всемогущества: он чувствует себя центром всего происходящего.
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Чтение в тему
Инфографика недели