Дайджест важных изменений в нормативных актах в сфере защиты прав потребителей
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Дайджест важных изменений в нормативных актах в сфере защиты прав потребителей

22 ноября 2012 / просмотров – 2085
Дело вкуса
На территории нашего региона действует ведомственная целевая программа «Защита прав потребителей в Воронежской области на 2012-2014 годы». Она имеет выраженную социальную направленность и предусматривает оказание населению бесплатных консультационных услуг, проведение обучающих семинаров, разработку и распространение информационно-справочных материалов. Сегодня в рамках программы департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области и Воронежское областное общественное учреждение по защите прав потребителей «Гарантия качества» информируют горожан о тех законодательных изменениях, которые произошли в этом году.
Штрафы для недобросовестных страховщиков
28 июня Пленум Верховного Суда РФ утвердил Постановление № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей». Теперь к отношениям, вытекающим из договора страхования и не урегулированным специальными нормативными актами, будут применяться нормы Закона РФ «О защите прав потребителей». Изменения коснутся также медицинского страхования и других финансовых услуг. Данный документ является крайне необходимым и долгожданным, поскольку теперь эта практика будет применяться повсеместно, что существенно улучшит качество защиты граждан и повысит добросовестность страховщиков.
Закон «О защите прав потребителей» в этом отношении интересен тем, что кроме неустойки в виде пени он устанавливает и иную ответственность за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке – штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу гражданина. До принятия Постановления он носил, скорее, административный характер.
Об имеющихся в товаре недостатках продавец должен предупредить покупателя не только устно, но и письменно – на ярлыке товара, чеке или иным способом.

Алкоголь: проверка на подлинность
Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2012 года № 842 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам розничной продажи алкогольной продукции и признании утратившими силу отдельных решений Правительства Российской Федерации» уточнены правила продажи алкоголя в магазинах и ресторанах. В частности, в меню или винной карте требуется указывать наименование алкогольной продукции, ее объем и цену в потребительской таре или за порцию (размер последней не должен превышать одного литра). Продавцы до подачи товара в торговый зал обязаны проверить подлинность федеральных специальных и акцизных марок – например, с помощью информационных ресурсов Росалкогольрегулирования.
Законодательные изменения устраняют какие-либо ограничения по замене «дорогостоящего» товара

Особенности «виртуального» шопинга
18 октября вступило в силу Постановление Правительства РФ от 4 октября 2012 года № 1007 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам продажи товаров и оказания услуг». В частности, поправки коснулись продажи технически сложных товаров, текстильных и швейных изделий, товаров длительного пользования, а также порядка выдачи кредитов и уплаты неустойки. Документ вносит изменения в Постановление Правительства РФ от 21 июля 1997 года № 918 «Об утверждении Правил продажи товаров по образцам», чтобы исключить смешение ее с дистанционной торговлей. Теперь к случаям последней будет относиться опосредованное ознакомление с товаром – через описания, содержащиеся в каталогах, проспектах, буклетах, представленные в фотографиях и других информационных материалах, а также в рекламных объявлениях. В свою очередь, согласно изменениям в Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2007 года № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом», прежняя краткая формулировка «посредством средств связи» была заменена более развернутой «с использованием сетей почтовой и электросвязи, интернета, а также сетей связи для трансляции теле- или радиоканалов».

Покупатель имеет право знать!
Внесены изменения в перечень информации, которую продавец обязан довести до сведения потребителей. Если ранее требовался «юридический адрес», хотя такой термин не основан на законодательстве, то сейчас нужно указывать место нахождения и адрес организации, уполномоченной на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара. Новая формулировка должна исключить ситуации, когда вместо полного адреса значится, к примеру, просто город.
Указание информации о стандартах, требованиям которых должен соответствовать товар, а также о сертификатах соответствия заменена обязанностью уведомлять «об обязательном подтверждении соответствия товаров в порядке, определенном законодательством РФ о техническом регулировании». Закон предусматривает и обязательное доказательство соответствия техническому регламенту, если товар произведен по ТУ.
Продавец также обязан теперь предоставлять покупателям информацию об энергетической эффективности товаров, если того требует соответствующее законодательство.*
Об имеющихся в покупке недостатках необходимо предупредить потребителя не только в устной, но и в письменной форме – на ярлыке товара, чеке или иным способом.

«Непростая» техника
Внесены правки в порядок предъявления претензий в отношении некачественного товара. В частности, уточнено право покупателя на замену: теперь он может потребовать не «товар аналогичной марки (модели, артикула)», а «товар надлежащего качества этой же марки (этих же модели и (или) артикула)». При этом за них сохранилось право получить «такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены».
Изменились и правила по замене технически сложного товара. Ранее это требование могло быть принято только при обнаружении существенных недостатков. Новая редакция пункта 33 устанавливает, что в случае обнаружения любых дефектов покупатель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной суммы или предъявить требование о замене товара в течение 15 дней с момента его передачи. По истечении этого периода указанные требования подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенного недостатка, нарушения установленных Законом РФ «О защите прав потребителей» сроков устранения недостатков или невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного ремонта. Как видим, теперь возможности покупателя по замене технически сложного товара существенно расширены: в частности, устранены какие-либо ограничения на замену «дорогостоящего» товара.
Расширилась также ответственность за несвоевременную передачу предварительно оплаченного товара потребителю. Теперь в случае нарушения договором срока продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере 0,5 % от суммы предоплаты. Кроме того, покупатель вправе потребовать полного возмещения причиненных ему убытков.
В случае обнаружения любых дефектов в технически сложных товарах, потребитель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата денег или замены товара в течение 15 дней


Новые правила для посредников
Изменения коснулись Постановления Правительства РФ от 6 июня 1998 года № 569 «Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами». Так, пункт 20 дополнен формулировками, дублирующими положения пункта 1 статьи 1004 Гражданского кодекса РФ, согласно которым комиссионер (другими словами, торговый посредник, который продает и покупает товары за счет поручителя – комитента) не вправе отказаться от исполнения соглашения, за исключением ситуации, когда соглашение заключено без указания срока его действия. В этом случае он должен уведомить поручителя о прекращении договора не позднее чем за 30 дней, если документ не предусматривает продолжительный срок. Если имуществу комитента был причинен ущерб, посредник обязан собрать необходимые доказательства и сообщить об этом гражданину. Комиссионер, не застраховавший имущество потребителя, отвечает за это лишь в случаях, если была такая договоренность (или же данная процедура предусмотрена договором или обычаями делового оборота).
Установлен 10-дневный срок на исполнение требований о соразмерном уменьшении цены, возмещении расходов на ремонт, возврате уплаченной суммы, о возмещении убытков, причиненных покупателю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления неполной или недостоверной информации о нем.
АКТУАЛЬНО
Ограничения для товаров длительного пользования
Внесены поправки в Постановление Правительства от 19 января 1998 года № 55 «Правила продажи отдельных видов товаров». В частности, если кассовый чек не содержит наименование изделия, артикул или сорт (при наличии), покупателю должны выдать товарный чек. Это правило теперь действует при продаже не только одежды и обуви, но и технически сложных товаров бытового назначения, изделий из драгоценных металлов и камней, животных, растений, а также строительных материалов.
Кроме того, расширен список товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему аналогичной продукции на период ремонта. В перечень вошли электрофены-щетки, электробигуди, электрические зубные щетки, машинки для стрижки волос и иные приборы, которые при использовании соприкасаются со слизистой и кожными покровами.
Что касается продовольственных товаров, то изменения запрещают разносную торговлю пивом, а обязанность продавца по просьбе покупателя передавать ему продукты в нарезанном виде заменена соответствующим правом, реализуемым при наличии такой возможности.


•Перечни таких товаров содержатся в Постановлении Правительства РФ от 31 декабря 2009 года № 1222 «О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара», а также в Приказе Минпромторга РФ от 7 сентября 2010 года № 769 «О категориях товаров, которые должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, маркировке и на этикетках, а также о характеристиках товаров с указанием категорий товаров, на которые в соответствии с требованиями Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не распространяются требования о включении информации об их энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товарам, маркировку и на этикетку»
Нововведения-2012 предполагают снятие социальной и психологической напряженности на рынке товаров и услуг. Обязанность по контролю за их соблюдением возложена на Роспотребнадзор.
Важное нововведение касается порядка уведомления потребителей о необходимых сведениях о товаре, включая условия его эксплуатации и правила хранения. Данная информация доводится до покупателя путем размещения на самом изделии или внутри него (например, на электронной плате в разделе «Меню»), электронных носителях, прикладываемых к нему, на таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации или иным способом.
Продажа лекарственных препаратов возможна без рецепта, если это предусмотрено инструкцией по их применению. Об этом говорится в пункте 76 «Правила продажи отдельных видов товаров» от 19 января 1998 года № 55. Прежняя редакция допускала свободную продажу только тех препаратов, которые были включены в особый список Минздрава.
Конкретизированы требования к информации о стоимости: продавец сообщает цену в рублях и условия приобретения товаров, в том числе при предоставлении кредита – его размер, полную сумму, подлежащую выплате и график погашения.
Елена Жукова
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели