Дальний Восток: стихийное бедствие глазами воронежских спасателей
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Дальний Восток: стихийное бедствие глазами воронежских спасателей

2 сентября 2013 / просмотров – 2754
Проиcшествия
Каждые сутки вода в Амуре, подтопившая тысячи домов, поднимается на несколько сантиметров. Из зоны бедствия эвакуированы уже более 10 тысяч человек. Те, кто отказывается уезжать из своих домов, живут на чердаках и крышах, там же готовят на горелках еду, спят. И ждут: когда уйдет вода. Сегодня прогноз такой: максимально критической отметки – выше 8 метров – река еще может достичь, но уже осенью. В настоящее время особенно напряженная ситуация в Хабаровске и Еврейской автономной области. Пик паводка здесь ожидают к 31 августа–2 сентября. В зоне ЧС работают воронежские спасатели.

«Природа взяла свое»

Наводнение из-за обильных осадков началось еще в конце июля, и первым пострадавшим регионом стала Амурская область. За сутки затопило почти двести жилых домов. Некоторые поселки оказались полностью под водой – в них уже навряд ли вернутся жители: дома восстановлению не подлежат. Кто-то уехал к родственникам в центральную часть России, кто-то – эвакуирован в пункты временного размещения. Там есть все: еда, вода, теплые вещи.

– Это настоящая катастрофа! – говорит, чуть не плача, жительница Благовещенского района Марианна Рябоконь. – Только местные, которые ходили в воде по колено, а потом по пояс, могут оценить ее масштаб. Думала, все обойдется. Но природа взяла свое! Дом, в котором я прожила практически 25 лет, «утонул», видна только крыша. Меня эвакуировали, но если бы кто-то мог представить, как это нелегко – уезжая, оставлять здесь все… Очень тяжелый момент!

 

За несколько дней перевернулась жизнь

Село Владимирское – как раз из таких, где под воду «ушли» несколько улиц. Жителей, по словам Марианны Романовны, эвакуировали, но потом многие стали возвращаться.

– Боятся мародеров, – объясняет 63-летняя женщина. – Все, что удалось спасти, разместили на чердаках и крышах. Там же приходится жить – с маленькими детьми, животными: гусями, курами, собаками.

В настоящее время Марианна Рябоконь находится у родственников на Байкале. В сентябре за ней приедет сын и увезет в Москву.

– Когда начался «потоп» он постоянно звонил и спрашивал: «Мама, у вас действительно там, как в Венеции?» – с горечью отмечает женщина. – Это не смешно! Это горе, людская беда, стихийное бедствие! За несколько дней перевернулась жизнь…

 

Молодежь Хабаровска: «А нам все равно!»

После Приамурья режим ЧС ввели в Хабаровске. Здесь каждый день уровень воды поднимается на несколько сантиметров, и сегодня (27 августа) составляет 730 сантиметров. До полной эвакуации жителей осталось… 50 сантиметров.

– Мне 25 лет, и я не помню, чтобы когда-нибудь вода заходила в город так далеко, – рассказывает жительница Хабаровска, волонтер Анастасия Рыбакова. – Набережную уже давно затопило, она перекрыта – там полицейский кордон. Никого не подпускают. Много воды на улицах в Северном и Южном районах. В городе работают волонтеры. Мы насыпаем песок в мешки, потом их связываем, грузим на машины – и их увозят туда, где есть вероятность подмыва грунта.

Паники и истерики среди хабаровчан, по словам Анастасии, нет. Ее, как волонтера, возмущает другое:

– Если хотите, это мой крик души, – сетует она. – Некоторые люди категорически отказываются помогать. Говорят прямо: «Нам все равно! Пока до нас вода не дойдет, ничего делать не будем!»

Сегодня в городе, кстати, работают более 11 тысяч человек: спасатели, полицейские, военные, волонтеры. Они не только строят дамбы, но и ликвидируют последствия паводка.

 

Экология «пошатнулась»…

Почему именно в нынешнем году Дальний Восток оказался во власти стихии? Волонтер Рыбакова признается:

– Нам некогда строить версии и предположения – это вопросы к специалистам, – говорит девушка. – Много обсуждений в Интернете, где разговаривают те, кто ничего не делает. Я, например, слышала, что это связано с экологией, которая в последние годы сильно «пошатнулась». Раньше влагу в почве удерживали деревья, но из-за их вырубки вода теперь проходит беспрепятственно. Плюс стечение обстоятельств: обильные ливни…

Люди в Хабаровске готовы уехать из родного города, если уровень воды в Амуре достигнет критической отметки. Местный МЧС постоянно предупреждает: «Зарядите телефоны, возьмите теплые, непромокаемые вещи! Приготовьтесь к эвакуации!»

На сегодняшний день от паводка в трех регионах Дальневосточного федерального округа – Амурской области, Еврейской автономной области и Хабаровском крае – пострадали 190 населенных пунктов, где находится 9,5 тысяч домов.

 

Спасатели в зоне ЧС

Только в Еврейской автономной области (ЕАО) ущерб от паводка, по предварительным оценкам, составил более 4 миллиардов рублей. Более 30 % жилья восстановлению не подлежит…

С 20 августа в поселке Николаевка, что в Смидовичском районе, работают 10 воронежских спасателей.

– Подвозим воду и продукты питания тем, кто отказался эвакуироваться и остался дома. Эти жилища находятся в зоне подтопления – на улицу не выйти. Вода здесь на уровне 1–1,2 метра. Мы передвигаемся на резиновых лодках, – рассказывает заместитель начальника службы пожаротушения – начальник дежурной смены МЧС России по Воронежской области Андрей Петренко, работающий в ЕАО. – Также укрепляем и возводим дамбы.

Жители Николаевки, кстати, свое нежелание эвакуироваться объясняют так. Одни боятся оставлять без присмотра дома и вещи. Другим переезжать некуда. Третьи опасаются мародеров.

– Такие случаи есть, – подтверждает Андрей Николаевич. – Поэтому территория постоянно патрулируется.

Пик паводка, по прогнозам, придется в области на 29 августа–2 сентября. Ситуацию может усугубить и то, что вода будет стоять еще несколько дней.

– Мы будем помогать людям до тех пор, пока вода не начнет уходить, – резюмирует воронежец Андрей Петренко.

Потопы будут происходить все чаще?

По прогнозам Росгидромета, большая вода придет и в Комсомольск-на-Амуре и в несколько населенных пунктов Хабаровского края в начале сентября. Потом, даже если погода будет идеальной, потребуется 9 дней – и это минимум! – чтобы она сошла.

Почему стихия разбушевалась именно в нынешнем, 2013 году? По мнению экспертов, сошлись сразу несколько факторов.

– Сильнейшие ливни. Они идут, начиная с двадцатых чисел июля. Обычно даже после очень мощного дождя светит солнце, почва успевает подсохнуть. Сейчас передышки нет, в лучшем случае полсуток - сутки

– Причина рекордных дождей – мощные циклоны. Они образовались, с одной стороны, из-за контраста температур между Западной Сибирью (там середина лета была прохладной) и континентальным Китаем (где стоял аномальный зной, до +48).

– Зима была снежной, а весна – поздней. Снег таял долго, и почва оказалась насыщена влагой и не смогла впитать льющиеся с неба потоки – все сразу ушло в реки.

– Географические особенности Приамурья тоже сыграли свою роль: полноводные реки с множеством притоков, близость Тихого океана и сложный рельеф.

Кстати, по прогнозам ученых, изменения климата и подъем уровня мирового океана к 2050 году обойдутся человечеству в 1 триллион долларов. И главной причиной ущерба станут как раз сильнейшие наводнения. В «черном списке» мегаполисов могут оказаться: Гуанчжой (Китай), Мумбаи (Индия), Калькутта (Индия), Гуаякиль (Эквадор), Шэньчжэнь (Китай), Майами (США), Тяньцзинь (Китай), Ньй-Йорк (США), Хошимин (Вьетнам) и Новый Орлеан (США).

Татьяна Кирьянова
239-09-68
kiryanova.tanya@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели