Что день грядущий нам готовит?
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Что день грядущий нам готовит?

10 октября 2012 / просмотров – 1787
Социальное обеспечение
Новая Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года Рабочие будни день за днем складываются в недели, месяцы, годы, десятилетия, и чем больше проходит времени с момента трудоустройства на первую работу, тем чаще посещают мысли о будущем... Сможет ли действующая пенсионная система обеспечить достойную старость? Откладывать ли деньги «в чулок» или довериться накопительной системе? Повысится ли пенсионный возраст?

Работа над проектом реформирования пенсионной системы вступила в стадию общественного обсуждения. В нем примут участие члены общественной палаты России, открытого правительства, парламентских комиссий.
3 октября Воронеж присоединился ко Всероссийской пресс-конференции, посвященной новой стратегии пенсионного развития. Несмотря на то, что проект дорабатывается, уже сейчас можно говорить о наиболее фундаментальных изменениях в системе формирования пенсионных выплат.
Точка отсчета перемен
Действующая пенсионная система сформировалась десять лет назад: тогда произошел переход от распределительного типа начисления выплат к более сбалансированному. Старение населения затруднило формирование трудовой пенсии по «советскому» принципу солидарности – за счет взносов работающего населения. Как следствие: низкие пенсии и недовольство чрезмерно высоким социальным налогом. Требовалось немедленно найти выход из кризисной ситуации – им и стала пенсионная реформа 2002 года.
Из чего складываются наши пенсии сейчас?
На сегодняшний день трудовая пенсия формируется на основе двух компонентов: страхового и накопительного. Первый зависит от трудового стажа, размера заработной платы и объемов страховых взносов от работодателей в Пенсионный Фонд Российской Федерации. Второй складывается из соответствующих страховых взносов и дохода от их инвестиций.

  В 2012 году тариф страхового взноса, отчисляемого в ПФР, составит 22%.  

. Каждый человек может повлиять на размер будущих пенсионных выплат: управляя накопительной частью (посредством ее инвестирования) или участвуя в программе государственного софинансирования. Ответственность за сохранность этого компонента пенсии несет государство, и, более того, ежегодно, не позднее 1 сентября, ПФР направляет извещения с информацией о результатах инвестирования средств накопительной части. Таким образом, сегодня размер пенсии находится в прямой зависимости от официального заработка и отчислений в Пенсионный Фонд Российской Федерации. По словам Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации Антона Викторовича Дроздова, в последние годы наметился устойчивый рост пенсий (в сравнении с 2011 годом, проект бюджета на 2013-2015 годы предусматривает увеличение размера выплат на 45%). Однако из-за недостатка источников финансирования и некоторых других недоработок в условиях действующей пенсионной системы к 2030 году пенсия будет составлять лишь 25% от заработной платы, а позднее – еще меньше.
Эволюция пенсионного обеспечения
Десятилетняя практика показала, что у тех, кто вошел в накопительную систему, доход оказался в два раза ниже, чем у тех, кто не имел накопительной составляющей. Если сравнить граждан 1966 и 1967 года рождения, становится ясно, что к 2020 году у них будет существенная разница в назначенной пенсии – при равных условиях и примерно одинаковом возрасте формируется разная пенсия, а это – недопустимо.
На устранение подобных «болевых точек» в действующем пенсионном законодательстве направлена новая стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, разработанная в соответствии с Указом Президента РФ. Хотя на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (состоялось оно 28 сентября) выяснилось, что в законопроекте существует множество спорных вопросов, и уже сегодня можно выделить несколько основных направлений реформирования пенсионной системы.
Согласно новой стратегии, процесс формирования пенсии будет базироваться на трехуровневой модели:
1. Страховые взносы работодателей и работников – при нормативном стаже обеспечат замещение утраченного заработка до 40%.
2. Корпоративная пенсия обеспечит замещение до 15% утраченного заработка.
3. Частные взносы в негосударственный пенсионный фонд, страховую компанию или кредитную организацию обеспечат замещение до 5% утраченного заработка
Таким образом, основная часть начислений происходит за счет страховых взносов и налогов, а корпоративные и частные взносы дополняют их и повышают коэффициент замещения.

  Пенсионные права, сформированные в рамках действующей накопительной системы, не отменяются, а средства – не изымаются  

Формальное отсутствие накопительного компонента в данной системе не должно пугать будущих пенсионеров: данный элемент не исчезает полностью, а преобразуется в корпоративный и добровольный формат, что позволит добиться более высокой доходности.
«Больше работаешь – больше пенсия»
Окончательная формула расчета пенсии будет внесена в законопроект к 2013 году, однако уже сейчас очевидно: она будет основана на принципе «больше работаешь – больше получаешь». Предварительная формула позволяет сформировать более справедливый принцип формирования пенсионных выплат, позволяющий учитывать стаж: так, если работник на протяжении 40 лет выплачивал 20% от своего заработка, то он может добиться большего замещения утраченного заработка (до 40%), в сравнении с теми, у кого стаж значительно меньше. Стоит отметить, что цифровое выражение соответствия стажа и пенсионных выплат не является окончательным и находится на стадии обсуждения.
Главное, чтобы люди имели четкое представление о соответствии стажа и размера пенсии. Кроме того, как поясняет заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации Антон Николаевич Пудов: «Когда формировались подходы к новому пенсионному праву, мы давали оценку различным обстоятельствам, в том числе – как женщины смогут формировать свои пенсионные права в 40-летнем периоде. Мы учитывали, что те социально значимые периоды, которые являются сегодня так называемыми страховыми, за которые платит государство – это уход за детьми, служба в армии, необходимо сохранить и при учете 40-летнего стажа для расчета размера пенсии. Пенсионная формула продолжает обсуждаться, она еще не завершена, и дифференциация подхода к исчислению стажа для женщин будет обсуждаться. Я думаю, найдется разумный компромисс по оценке стажа для мужчин и женщин, чтобы не было дискриминации в правах».
На данный момент стратегия находится на стадии разработки, она будет согласовываться с главными участниками системы, публичные обсуждения и внесение изменений продлятся до конца текущего года. 15 декабря 2012 года законопроект будет внесен в Государственную Думу, которая рассмотрит его в весеннюю сессию 2013 года.

Будущая пенсия в вопросах и ответах

3 октября 2012 года корреспонденты «ГЧ» приняли участие в видео пресс-конференция «Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации». На вопросы представителей ведущих региональных и районных СМИ России отвечали заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации Антон Николаевич Пудов и Председатель Правления Пенсионного фонда Российской Федерации Антон Викторович Дроздов.
- Зачем нужна очередная реформа, если пенсии и так растут? Нельзя ли поддерживать приемлемый уровень пенсионных выплат и при этом сохранить действующую систему?
А.В. Дроздов: Проект бюджета на 2013-2015 годы предусматривает рост пенсий, которые к 2015 году увеличатся на 45% ( в сравнении с 2011 годом). Вместе тем при условии сохранения действующей системы в 2030 году пенсия будет составлять лишь 25% от заработной платы, а позднее – еще меньше. Причины – недостаточность тарифов, недостаток источников, наличие большого количества льготников, необходимость реформирования накопительного компонента. Эти меры заложены в реформе.
- Почему нынешняя накопительная система в рамках обязательного пенсионного страхования не оправдала себя? Достаточно ли 10 лет, чтобы так строго судить о результатах?
А.В. Дроздов: Действительно, бытует мнение о том, что накопительная система существует недостаточно долго для того, чтобы делать выводы о ее эффективности, тем более, что на время ее существования пришелся экономический кризис 2008 года. Однако стоит отметить несколько моментов.
Во-первых, мы не отменяем накопительную систему, а переводим ее в более гкорпоративный и добровольный формат, что позволит добиться от пенсионных накоплений большей доходности
Во-вторых, десятилетняя практика показала, что те, кто решил перейти на накопительную систему получили вдвое меньший доход, нежели те, у кого не появилась накопительная составляющая. Если сравнить граждан 1966 и 1967 года рождения, то мы увидим, что к 2020 году у них будет существенная разница в назначенной пенсии. Мы не можем допустить, чтобы у граждан, близких по возрасту, при равных условиях была разная пенсия. Для того, чтобы пенсия формировалась в размере 40% от заработка, было выдвинуто предложение сделать основой солидарную систему, а накопительная система пусть дополняет солидарную и формирует более высокий коэффициент замещения.
- Если Стратегия будет принята и реализована, люди, какой возрастной категории, первыми ощутят на себе позитивные результаты?
А.Н. Пудов: Положительный результат будет заключаться в том, что мы сохраним темпы роста размера пенсии – если ничего не делать, то она по отношению к прожиточному минимуму будет падать. Результат, по нашему мнению, будет ощутим в среднесрочной перспективе за пределами 2020 года, когда пенсионная формула будет работать для более значимого числа лиц. Поскольку пенсионные правила модели, которую мы сегодня просчитываем, будут действовать, в первую очередь, для лиц, которые начали выходить на работу и формировать свои пенсионные права после 2002 года в рамках новой пенсионной системы. Именно участие этой категории граждан в солидарной системе с большим объемом страхового взноса позволит им иметь более высокую прибавку к пенсии. Кроме того, мы говорим о развитии корпоративного пенсионного обеспечения, где ставим задачу максимально возможных стимулов участия работодателя, необходимость регулирующих мер для участия самого застрахованного лица в отчислениях со своей зарплаты.
А.В. Дроздов: Сторонники финансового подхода к формированию пенсии говорят нам следующее: если у вас не хватает взносов и растет трансферт из федерального бюджета, то давайте снижать уровень пенсий. И в этом состоит основное предложение финансового блока. Мы говорим о том, что нельзя снижать уровень пенсий. Необходимо сохранить источники, чтобы поддерживать действующий уровень пенсионных выплат, разработать справедливую формулу распределения пенсионных прав, которая давала бы возможность получать адекватную международным стандартам пенсию в размере 40% заработка тем, кто получает среднюю зарплату и отработал длительный стаж. И в связи с этим, необходимо изменить формулу распределения и найти внутренние источники. В этом основной эффект наших предложений – в том, что пенсии не будут снижаться.
- Каким образом определяется «социально-приемлемый уровень пенсионного обеспечения», о котором идет речь в Стратегии?
А.Н. Пудов: Когда мы говорим о социально приемлемом уровне социального обеспечения, мы имеем в виду международные стандарты. В первую очередь речь идет о международной Конвенции МОТ: российская сторона тоже стремится ратифицировать эту конвенцию, в которой прописаны гарантии 40-процентного коэффициента замещения заработка. Для нас это – главный ориентир.
- Каким должны быть стаж для назначения пенсии с максимальным коэффициентом замещения (40%)? Планируется ли включение в этот стаж, необходимый для получения максимальной пенсии, периодов получения высшего образования, службы в армии, нахождения в отпуске по уходу за ребенком? Если нет, то не является ли это завуалированным повышением пенсионного возраста, особенно для женщин?
А.Н. Пудов: Когда формировались подходы к новому пенсионному праву, мы давали оценку различным обстоятельствам, в том числе – как женщины смогут формировать свои пенсионные права в 40-летнем периоде. Мы учитывали, что те социально значимые периоды, которые являются сегодня так называемыми страховыми, за которые платит государство – это уход за детьми, служба в армии, необходимо сохранить и при учете 40-летнего стажа для расчета размера пенсии. Безусловно, будут учитываться и эти периоды, они будут идти в стаж. Пенсионная формула продолжает обсуждаться, она еще не завершена, и дифференциация подхода к исчислению стажа для женщин будет обсуждаться. Я думаю, найдется разумный компромисс по оценке стажа для мужчин и женщин, чтобы не было дискриминации в правах.
- Как стимулировать работодателей к формированию корпоративных пенсий? Какие гарантии, что работодатели реально будут этим заниматься, особенно, если речь идет о небольших организациях?
А.Н. Пудов: Основной стимул для уплаты работодателем взносов в корпоративную пенсионную систему в том, что работодателю будет предоставляться возможность вычета из обязательного платежа. Если работодатель присоединился к корпоративной пенсионной системе, ему можно будет не платить в пенсионную систему за вредные рабочие места. Эти средства начнут формироваться на личных счетах работников и будут участвовать в процессе инвестирования страховыми компаниями.
Вместе с тем, если работник пишет заявление о вступлении в добровольную систему, то работодатель будет перечислять этот платеж в корпоративную пенсионную систему. Сам работник, зная, что ему по договору гарантируется доходность, увидит прозрачность выбранных им финансовых институтов.
- Что будет с Программой государственного софинансирования пенсий? Есть ли смысл в нее вступать теперь?
А.В. Дроздов: Пенсионные накопления останутся для тех, кто их уже накопил. Никаких изъятий средств не будет. Пенсионные права, которые были созданы в этой системе, останутся, они даже будут увеличиваться, но уже в более свободной системе, которая не будет частью обязательной. Мы будем предлагать сохранить программу софинансирования, но как инструмент стимулирование участия граждан в корпоративных и добровольных системах.
На наш взгляд, следует изменить принцип. Сейчас, если у вас зарплата миллион или 2 миллиона в год, все равно софинансирование тысяча на тысячу. Во всем мире такие программы действуют для тех, кто по каким-то причинам не может себе позволить участвовать в дополнительных программах для увеличения своей пенсии. В 2013 году заканчивается срок вступления в эту программу, далее она продолжится для тех, кто в нее вступил.
- Будут ли пересматриваться списки вредных и опасных производств?
А.В. Дроздов: Списки пересматриваться не будут. Мы считаем, что это бесполезно. Все предыдущие попытки сделать это приводили лишь к расширению списков. Главная проблема заключается в аттестации рабочего места. Не секрет, что некоторые профессии из этого списка, в силу технического прогресса, перестали быть вредными, поэтому, и на наш взгляд, и на взгляд работодателей и представителей работников профсоюзов нужно совершенствовать механизм аттестации рабочих мест. Необходимо дать работодателям действенный механизм аттестации рабочего места, а также обеспечить профсоюзы возможностью обжаловать вынесенное решение.
– Если человеку не будет хватать трудового стажа для выхода на льготную пенсию, как она будет назначаться? Не потеряют ли в правах те, кто уже выработал необходимый для досрочной пенсии «вредный» стаж, но еще не достиг пенсионного возраста?
А.В. Дроздов: Никто не собирается отнимать льготы у тех, кто уже начал ими пользоваться – так или иначе они будут предоставлены, если они доработают до необходимого стажа. Также будут компенсированы права тех, кто работал на местах, предоставляющих право на льготный стаж. Совершенно отдельная тема для обсуждения – люди, которые не успели начать работать по профессии, дающей льготный стаж, и будут официально устраиваться на работу уже после вступления в силу изменений в законодательстве. Если эти рабочие места останутся вредными и опасными, то необходимый объем компенсации им будет предоставлен.
- Сохранится ли правопреемство пенсионных накоплений?
А.В. Дроздов: Для тех, кто формирует пенсионные накопления по действующей схеме, все так и останется. При передаче пенсионных накоплений на корпоративный договорный уровень появляется даже больше возможностей выплачивать эту пенсию правопреемникам, корпоративная добровольная система создает больше гибкости в этом вопросе – в случае, если человек не успел достичь пенсионного возраста или успел только вступить в него и начал получать пенсию, накопления могут быть переданы правопреемникам.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) – самостоятельная внебюджетная организация, денежные средства которой не входят в состав федерального или иных бюджетов. В круг его полномочий входят: установление и выплата пенсий, ведение индивидуального учета пенсионных прав, формирование и инвестирование средств пенсионных накоплений, реализация Программы государственного софинансирования пенсий, администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также выдача сертификатов на получение материнского капитала и его выплата.
Во второй половине XIX века пенсионное обеспечение стало носить регулярный и всеобъемлющий характер: с этого времени оно стало распространяться не только на государственных служащих, как было ранее, но и на работников частных предпринимателей.
Программа государственного софинансирования пенсий позволяет принять участие в формировании будущей пенсии. При внесении в накопительную часть будущих выплат от 2 000 до 12 000 рублей в год государство добавляет столько же. Таким образом, обеспечивается 100% доходность. Вступить в Программу может каждый гражданин России, зарегистрированный в системе обязательного пенсионного страхования не позднее 1 октября 2013 года.
Каждый интернет-пользователь, желающий принять активное участие в обсуждении Новой Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года, может оставить свой комментарий на сайте министерства труда и социальной защиты РФ www.rosmintrud.ru.

 

Светлана Рейф
239-09-68
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели