Трудовая книжка установленного образца является основным подтверждением трудового стажа (часть 1 статьи 66 Трудового кодекса РФ). В случае, если документ потерян, для его восстановления можно воспользоваться одним из двух способов:
1)обратиться к работодателю по последнему месту трудовой деятельности с письменным заявлением об оформлении дубликата;
2) восстановить самостоятельно.
В соответствии с пунктом 31 Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2003 года № 225 (редакция от 25 марта 2013 года), заявление бывшему работодателю необходимо подать лично или направить заказным письмом с уведомлением о получении. Дубликат оформляется в течение 15 дней, в него вносят сведения:
1) об общем и (или) непрерывном стаже работы до поступления к данному работодателю,
подтвержденном соответствующими документами;
2) о работе и награждении (поощрении), которые вносились в трудовую книжку по последнему месту работы.
Общий стаж записывается суммарно, то есть указывается суммарное число лет, месяцев, дней работы без уточнения работодателя, периодов деятельности и должностей.
Если обратиться к бывшему работодателю нет возможности, то оформить дубликат можно у нового, но следует учесть, что он не обязан этого делать.
При этом в настоящее время работник не обязан оформлять такой дубликат. Если у гражданина, поступающего на работу, нет трудовой книжки, руководитель оформляет ему новый документ по письменному заявлению (часть 5 статьи 65 Трудового кодекса РФ).
Кроме того, чтобы восстановить трудовую книжку, можно обратиться в:
1) государственный архив тех городов, где зарегистрированы предыдущие работодатели. Если организации были официально ликвидированы, то архив выдаст справки о том, когда и сколько заявитель осуществлял деятельность в данных организациях;
2) Пенсионный фонд с запросом о своем стаже. Каждый работодатель обязан регистрировать трудовые договоры в ПФР, поэтому фонд обладает необходимой информацией. Эти сведения предоставляются бесплатно в течение 10 дней после обращения заявителя.