Бюджет по осени считают: как Госдумой решались ключевые вопросы бюджетной политики?

29 декабря 2017 / просмотров – 484
Официально

В период прошедшей осенней сессии депутаты Госдумы усовершенствовали бюджетное законодательство и приняли главный финансовый документ страны.

15 сентября депутаты Госдумы приняли поправки в бюджетное законодательство, которые призваны повысить прозрачность разработки и принятия федерального бюджета и оптимизировать процедуру внесения закона о главном финансовом документе страны.
Для этого депутаты определили материалы, которые должны предоставляться в Государственную Думу на бумажных носителях. Определен был и перечень тех документов, которые размещаются Минфином на едином портале для открытого доступа.
Еще одни поправки расширили полномочия Счетной палаты. Теперь ее представители могут участвовать в обсуждении законопроектов о бюджетах внебюджетных фондов и отчетов об их исполнении. Закрепляется необходимость заслушивания докладов аудиторов при рассмотрении этих документов в первом чтении.

Подвели итоги

В минувшую сессию депутаты Государственной Думы приняли законопроект об исполнении федерального бюджета за 2016 год. Напомним, по словам депутата Госдумы от Воронежской области, члена Комитета по бюджету и налогам Сергея Чижова, «в условиях экономии ресурсов и высокой волатильности мировых цен на нефть, впервые за семь лет было решено сформировать однолетний федеральный бюджет. Это позволило сформировать максимально точный экономический прогноз и сверстать документ, отвечающий всем социально-экономическим обязательствам государства перед жителями». Одним из главных достижений бюджета, по словам парламентария, стал замедлившийся рост инфляции до 5,4 % годовых. Это рекордно низкий показатель изменения потребительских цен с 1992 года».
В целом по итогам 2016 года, наметилось сокращение дебиторской задолженности по доходам. Благодаря грамотной государственной политике в доходную часть федбюджета поступило на 1,4 триллиона больше, чем в 2015 году – это, в первую очередь, налоги, таможенные платежи, штрафы, пени и другие поступления. Ранее упомянутый документ был одобрен на заседании профильного комитета.
27 сентября Госдума одобрила законы об исполнении бюджетов внебюджетных фондов за 2016 год. При этом предварительно Комитет по бюджету и налогам также одобрил сводные заключения на данные проекты, отметив рекомендации Правительству, которые необходимо учесть при рассмотрении поправок.

В помощь регионам

Ровно через месяц депутаты Госдумы одобрили поправки в федеральный бюджет на 2017 год и плановый период 2018 – 2019 годов. Параметры бюджета были скорректированы в пользу дополнительной поддержки регионов, докапитализации Фонда развития промышленности, увеличения резервного фонда правительства. Так, депутаты увеличили финансирование национальной обороны на 28,3 миллиарда рублей, национальной безопасности и правоохранительной деятельности – на 6,8 миллиарда рублей. Увеличится объем средств на обслуживание государственного и муниципального долга.
Напомним, особое внимание заслуживает поправка, которая касается реструктуризации задолженностей регионов по бюджетным кредитам. Парламентарии установили условия и порядок погашения региональных долгов перед федеральным бюджетом, чтобы регионы до начала формирования бюджетов на 2018 год и плановый период, могли оценить объем требуемых к возврату средств.

Главная тема осени

При подготовке в работе над главным финансовым документом страны на 2018 год и плановый период 2019 – 2020 годов, депутаты Госдумы приняли еще одно стратегически важное решение. Документ, одобренный профильным Комитетом, продлил возможность по оперативному перераспределению бюджетных ассигнований по отдельным расходам по ходу исполнения бюджета. Законопроект закрепил особенности использования в 2018 году остатков средств федерального бюджета, продлив на год действие принятых в 2017 году правил о возможности их переноса на начало 2018 года для увеличения бюджетных ассигнований. Эти средства могут быть направлены на реализацию решений президента и кабмина о выполнении мероприятий в сфере «оборонки», нацбезопасности и правоохранительной деятельности; на оплату госконтрактов, расчеты по которым в 2017 году осуществлялись с применением казначейского обеспечения обязательств; на увеличение резервного фонда правительства.
Принятие бюджета на следующий год и плановый период многие эксперты назвали историческим событием. По словам депутата Сергея Чижова, принимавшего участие в разработке этих законодательных инициатив, «впервые за все созывы Госдума, регионы и экспертное сообщество подключились к формированию доходной и расходной частей главного финансового документа страны еще летом, в рамках Парламентских слушаний».

Бюджет развития

В ходе подготовки проекта федерального бюджета 2018-2020 ко второму чтению Комитетом по бюджету и налогам совместно с Правительством и Счетной Палатой рассмотрено 586 поправок и перераспределено порядка 2,5 триллиона рублей в разрезе трехлетнего периода.
Впервые за 3 года прогнозом социально-экономического развития, на который опирались авторы проекта федерального бюджета, предусматривается рост ВВП. Корректируя расходные статьи, парламентарии учитывали уровень освоения средств в текущем году и реальные потребности субъектов. В результате только в бюджетных планах на 2018 год перераспределен примерно триллион рублей. В разрезе трехлетнего периода эта сумма составила почти 2,5 триллиона.
В частности, по инициативе единороссов фракционными поправками дополнительные средства направлены на развитие АПК (20 миллиардов), образования (10 миллиардов), здравоохранения (8 миллиардов), реализацию госпрограммы «Доступная среда» (более 1,2 миллиарда), индексацию президентских грантов в сфере культуры (свыше 1 миллиарда). В 2018 году Воронежской области предусмотрено более 20 миллиардов рублей из средств федерального бюджета. Таким образом, объем поддержки региона со стороны Москвы будет сопоставимым с показателями прошлых лет. При этом впервые в истории бюджетного процесса все субсидии распределены между российскими субъектами сразу, в рамках закона о федеральном бюджете. Раньше, субъекты были вынуждены корректировать свои планы в течение года, по факту принятия решений об объемах софинансирования отдельных госпрограмм. Благодаря этому бюджет Воронежской области в этом году был принят с профицитом.
На этапе третьего чтения федерального бюджета, парламентарии обозначили сферы, нуждающиеся в дополнительной поддержке федерального центра. Соответствующие рекомендации включены в Постановление Госдумы, сформулированное Комитетом по бюджету и налогам.

Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели