Автор лучшей фотографии Достоевского - родом из Воронежской губернии

17 февраля 2016 / просмотров – 1091
Истфакт

Михаил Панов начинал как скромный помощник Ивана Крамского в его экспериментах с фотографией. Потом открыл свою мастерскую в Москве и вошел в когорту лучших мастеров. Он создал целую галерею высокохудожественных портретов выдающихся современников. Это он является автором самого известного снимка Федора Достоевского…

В мастерской у художника
Панов родился 180 лет назад в купеческой семье, в Острогожске. Искусством фотографии увлекся в 14 лет под влиянием Михаила Тулинова – первого мастера «светописи»* в городе. Этот энтузиаст собирал сведения о новинке прогресса по крупицам – штудировал руководства по физике, читал статьи в периодике. По рисункам и описаниям он соорудил простейшее оптическое устройство, с помощью которого можно было получать изображения, а вместо объектива использовал вышлифованное дно рюмки. Со временем Тулинов получил необходимые навыки у опытных наставников и заразил своим увлечением друзей, в числе которых был Иван Крамской. В опытах художника принимал участие и юный Панов. Дело в том, что аппараты того времени давали не очень четкую «картинку». Ее приходилось подправлять и дорисовывать красками. Наш герой работал у живописца ретушером. Кроме того, он часто обращался за советами к Тулинову. В 1857 году тот позвал его с собой в ответственную экспедицию.
По следам исчезающих традиций
Поездка, которую организовал историк и этнограф Николай Второв, была посвящена изучению края. Фотограф и его ученик стали ценными помощниками исследователям. Из экспедиции они вернулись с целой коллекцией снимков, на которых был запечатлен быт жителей сел. Материал вошел в альбом «Типы и костюмы Воронежской губернии», переданный Географическому обществу. В издании нашли отражение редкие, почти вышедшие к тому времени из употребления наряды крестьян.
Этот опыт еще больше укрепил Панова в желании заниматься творчеством и в 1862 году он поступил в Академию художеств. Здесь Михаил получил ценные навыки, правда, живописцем он так и не стал. Его больше интересовала фотография.
Не хуже, чем у Рембрандта
В 1864 году Панов стал владельцем собственного фотоателье в Первопрестольной, которое быстро обрело популярность в городе. Этому способствовали выставки в его мастерской, которые с интересом посещали журналисты. Об одной из них газета «Московские ведомости» сообщала: «Здесь можно видеть применение к фотографии различных родов освещения, составлявших отличительное качество знаменитых живописцев». А в качестве примера для сравнения приводился Рембрандт.
Портрет с особым настроением
Панов запечатлел многих знаменитых личностей. Перед его камерой позировали Лев Толстой, Иван Тургенев, Александр Островский, Мария Ермолова. Очень интересен групповой снимок художников-передвижников, который искусствоведы называют выдающимся произведением жанрово-портретной фотографии. На нем двадцать фигур и все они в движении.
Отдельного внимания заслуживает портрет Достоевского. Панов сделал его в июне 1880 года – вскоре после того, как Федор Михайлович произнес вдохновенную речь по случаю открытия памятника Пушкину в Москве. Фотограф смог передать особое настроение писателя. Он выглядит задумчивым и умиротворенным. Жена автора «Преступления и наказания» считала этот снимок наиболее удачным из всех.
Высоко об этом портрете отзывался и Иван Крамской. «Что примечательно в нем – это выражение, – писал художник. – (…) Фотографии редко дают сумму всего, что лицо человеческое в себе заключает: в снимке Панова явилось счастливое и редкое исключение». Следует добавить, что это одно из последних изображений Достоевского. В 1881 году гениального писателя не стало.
Удостоенный Большой золотой медали
Работы Панова экспонировались и завоевывали награды на многих престижных мероприятиях. На Политехнической выставке 1872 года,** приуроченной к 200-летнему юбилею со дня рождения Петра I, он получил Большую золотую медаль.
В 1882 году он показал свои снимки на Всероссийской фотографической выставке, которые заслужили весьма лестные оценки в прессе. Представители СМИ отметили разнообразие сюжетов и интересный подход. Автора при этом назвали «первоклассным художником». К слову, на аналогичное мероприятие 1889 года наш герой был приглашен уже в качестве эксперта. К тому времени его работы заслужили славу образцовых. Они были примером для молодых мастеров. Их брали за основу для гравюр в книгах живописцы-иллюстраторы. Любопытно и то, что сам Панов на склоне жизни стал больше внимания уделять изобразительному искусству. В 1890-е он даже преподавал рисование в гимназии.
Ушел из жизни Михаил Панов в 1894 году, но его богатое творческое наследие не кануло в небытие. Оно продолжает интересовать современных исследователей искусства и мастеров фотографии.

*Так в России в XIX веке часто именовали фотографию.
**Задачей выставки было показать достижения России за 200 лет. В отдельном павильоне демонстрировались фотографии.

Военный фотограф
В период русско-турецкой войны 1877-1878 годов Михаил Панов был направлен в действующую армию на Балканах, чтобы запечатлеть события кампании. В это время он сделал массу ценных снимков, на которых были изображены представители различных народностей, населявших Османскую империю.

Съемки в Кремле
Панов сделал множество фотографий предметов Оружейной палаты и видов Большого Кремлевского дворца. Кроме того, – серию снимков, на которых запечатлены московские пейзажи. К сожалению, до наших дней дошло только несколько работ.

На фото: та самая фотография Федора Достоевского, потрет Александра Островского, групповой снимок художников-передвижников.

 

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели