Артиллерист, дипломат, дирижер...
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Артиллерист, дипломат, дирижер...

6 августа 2015 / просмотров – 2715
Истфакт

До того, как наш земляк Николай Аносов стал дирижером, он успел получить суровый армейский опыт и потрудиться на дипломатическом поприще. Однако его судьбой стала музыка, что, впрочем, неудивительно – интерес к искусству у него пробудился, когда ему исполнилось всего четыре года…

Долгий путь к призванию
Выдающийся дирижер, композитор, педагог Николай Аносов (1900 – 1962) родился в Борисоглебске, в семье управляющего отделением Волжско-Камского банка. Впоследствии он писал о родном городе с большой любовью и отмечал его высокий культурный уровень. Уже в конце XIX века половина населения здесь была грамотной, чем в то время мог похвастать далеко не каждый уездный центр.
Аносов с раннего детства питал склонность к музыке, но, видимо, не без участия отца сделал более «приземленный» профессиональный выбор. По окончании гимназии он поступил в старейший аграрный вуз России – Петровско-Разумовскую сельскохозяйственную академию* в Москве. Правда, проучился здесь меньше года. В 1919-м юный Николай ушел добровольцем в Красную Армию, где стал курсантом артиллерийской школы. Позже парня, прекрасно знавшего языки, направили на работу в Народный комиссариат иностранных дел. Искусству он смог посвятить себя только когда страна начала оправляться от ран Гражданской войны.
Форс-мажор на радио
В 1920-х Аносов работал пианистом-аккомпаниатором в оперной студии, затем – в Московской филармонии (параллельно он совершенствовал собственные знания под началом профессоров). В начале 1930-х Николай Павлович стал сотрудником Всесоюзного радиокомитета. Здесь произошел случай, который сыграл поворотную роль в его жизни.
Однажды перед радиотрансляцией знаменитой оперы «Орфей и Эвридика» заболел дирижер. Надо сказать, что хорошей звукозаписи тогда не было. Передачи шли в прямом эфире. Музыкальные произведения исполнял штатный оркестр, но в этот раз коллектив оказался без руководителя. Тогда всех выручил Аносов, который блестяще заменил захворавшего маэстро. После этого эпизода начался новый этап в творческой деятельности Николая Павловича.
Второе рождение опер XVIII века
Аносов был назначен главным дирижером симфонического оркестра Ростова-на-Дону, затем – Азербайджанской филармонии. Следующей вехой стала Московская консерватория, где музыкант экстерном окончил композиторский факультет и преподавал долгие годы. Здесь он осуществил постановку опер «Ямщики на подставе» Евстигнея Фомина и «Сын-соперник» Дмитрия Бортянского. Оба произведения не исполнялись с момента их премьер в XVIII столетии. Фактически Николай Павлович заново открыл их для широкой аудитории. С его же легкой руки получили известность сочинения многих советских авторов. Существенный вклад Аносов внес и в теорию музыки. Ему принадлежат труды по дирижерскому искусству, переводы книг зарубежных деятелей культуры.

«У отца был особый подход к преподаванию»
Старший сын Николая Павловича Геннадий Рождественский** является одним из крупнейших дирижеров современности. В одном интервью он рассказал, как Аносов учил дирижированию: «У него был особый подход к преподаванию. Там почти отсутствовала так называемая балетная часть – как руками двигать. (…) Он считал (…) это не столь важно, как проникнуть в суть исполняемой музыки. Я припоминаю мастер-классы знаменитого Игоря Маркевича. Вот у него был диаметрально противоположный метод (…) Он придавал большое значение физической тренировке тела (…), ставил для каждого сочинения определенную дирижерско-хореографическую партитуру, от которой нельзя было отклоняться ни на йоту. (…) В классе моего отца мануальной техникой не занимались вовсе. Там речь велась только о музыке, о ее содержании, Аносов делился личным опытом. Он давал массу полезных советов».

«Праздник среди кромешного ада»
В годы войны Николай Аносов руководил работой фронтового музыкального театра ВТО*** (Всероссийского театрального общества). Артисты выступали в минуты затишья на передовой; давали концерты для раненых в госпиталях. О том, какое впечатление это производило на бойцов, позже написал летчик, Герой Советского Союза Михаил Громов: «Встречи с искусством становились праздником среди кромешного ада войны…»

* Ныне: Российский государственный аграрный университет – МСХА имени Тимирязева.
** Мать Геннадия Николаевича – известная оперная певица Наталья Рождественская.
*** ВТО – Всероссийское театральное общество.

 

Драка на концерте
Заслуженный деятель искусств России Антон Шароев рассказал в своих воспоминаниях о первой встрече с дирижером Николаем Аносовым. Шароев тогда был совсем мальчишкой. Родители привели его и такого же юного брата на концерт в Бакинскую филармонию. Там ребята устроили «дискуссию» о том, «кем является виолончель – папой или мамой». В итоге братья подрались и едва не сорвали концерт. Любопытно, что спустя годы Аносов стал наставником Шароева по дирижированию.

Творческое кредо маэстро
В одном из писем Николай Аносов отметил: «Дирижер есть primus inter pares (первый среди равных) и становится таковым, прежде всего, благодаря своему таланту, кругозору, объему знаний и многим качествам, образующим то, что называется «сильной личностью».

На фото: Николай Аносов; Геннадий Рождественский; Михаил Громов.

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели