Агропром начинается с кадров
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Агропром начинается с кадров

15 ноября 2018 / просмотров – 1139
Образование

Обладая  высоким сельскохозяйственным потенциалом, современная  Россия нацелена на  передовое производство и науку. И локомотивом, который выведет  АПК на достойный уровень, является качественное образование

В Воронежском государственном аграрном университете имени императора Петра I – юбилей.  Факультет технологии и товароведения отметил в ноябре свое 25-летие. Дата послужила поводом обсудить с деканом Еленой Анатольевной Высоцкой перспективы развития возглавляемого подразделения вуза и подвести некоторые итоги.

 

Возглавляемый Вами факультет является важным блоком профессионального обучения в сфере переработки и экспертизы сельскохозяйственной продукции. Какими достижениями Вы, как руководитель, гордитесь сегодня?

- В ноябре факультет технологии и товароведения Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I отмечает 5-летний юбилей. Его образование и динамичное функционирование по подготовке
квалифицированных кадров для АПК было обусловлено логикой развития научного обеспечения производства и переработки сельскохозяйственной продукции в структуре аграрных комплексов. Четверть века факультет технологии и товароведения осуществляет подготовку кадров для работы в области сквозных аграрно-пищевых технологий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

Выпускники факультета работают  руководителями Центрально-Черноземного региона, возглавляют сельскохозяйственные предприятия, занимают технологические должности на предприятиях различной, в том числе малой и средней мощности, перерабатывающего комплекса АПК, внося весомый вклад в успехи Воронежской области по производству и переработке продукции растениеводства и животноводства.

А успехи впечатляют. Например, по информации заместителя председателя правительства Воронежской области Виктора Логвинова, кстати, выпускника ВГАУ, Воронежский регион по итогам восьми месяцев 018 года занял третье место в стране по производству свинины и четвертое – по производству молока и говядины. Животноводы региона производят 4% всего молока в России, 5% говядины и 6,3% свинины. По производству молока, а этот объем составил ни много, ни мало, а 439,7 тыс. т за 8 месяцев текущего года, впереди Воронежской области оказались только Татарстан (775,5 тыс. т), Краснодарский край (643,9 тыс. т), Удмуртская Республика (451,6 тыс. т). Чем не «молочные реки»? А «кисельные берега» складываются из продукции растениеводства. К слову, Воронежская область стабильно входит в ТОП-5 российских регионов по сбору зерна. Аналогичные примеры можно приводить и по другим видам сельскохозяйственной продукции. Не менее важная задача – сохранить и переработать сельскохозяйственную продукцию.

По данным статистики, спрос населения на товары конечного потребления практически на 75 % покрывается продукцией сельского хозяйства. При этом на продукты питания уходит почти 50 % расходной части бюджета средней семьи в России. Считаем главным достижением факультета технологии и товароведения - наличие практически во всех торговых точках города Воронежа, тем более районных центров и поселений Воронежской области продуктов питания местных производителей. Кстати, маркетинговый анализ регионального рынка продуктов питания показывает, что потребители стабильно отдают предпочтение продовольственным товарам местного производства, исходя из классического критерия «цена – качество». Их ассортимент постоянно совершенствуется, в том числе с учетом профессиональных рекомендаций сотрудников кафедры товароведения и экспертизы товаров. На факультете с применением самых современных технологий учат, как произвести продукцию растениеводства и животноводства, экономически эффективно ее переработать, произвести продукцию, пользующуюся повышенным спросом населения, и грамотно ее реализовать.

Моя гордость сегодня и секрет совместных успехов коллектива профессорско-преподавательского состава и обучающихся на факультете технологии и товароведения достаточно заключаются в органичном сочетании учебной работы сотрудников четырех кафедр в его структуре, а также воспитательной, научно-исследовательской работа, связь с производством, международное сотрудничество и эффективно действующая система дополнительного профессионального образования.

Поддержка агропромышленного комплекса страны, в том числе вузов, которые готовят специалистов в этой сфере – приоритет государства. Какие меры господдержки обеспечивают качественную подготовку кадров для АПК?

- Меры государственной поддержки аграрных вузов сфокусированы на создании эффективного научно-образовательного комплекса отрасли, отвечающего современным требованиям, способствующего внедрению современных достижений науки в АПК страны и устойчивому развитию сельских территорий. Факультет технологии и товароведения ВГАУ активно участвует в реализации современных направлений, обеспечивающих соответствие качества подготовки кадров для АПК требованиям государства. К ним относятся: создание инновационной системы высшего и дополнительного профессионального аграрного образования; развитие современных научных направлений и школ; внедрение эффективной модели взаимодействия аграрного вуза, бизнеса и государства; формирование многоуровневой образовательной среды в аграрной сфере.

Правовой базой для адресной государственной поддержки научных и образовательных организаций, осуществляющих производство и переработку сельскохозяйственной продукции, является Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 5 и 6 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 0 декабря 017 года. Этот документ обеспечивает дополнительную государственную поддержку аграрным вузам и НИИ в решении проблем материально-технического обеспечения научно-производственной деятельности в области селекции, семеноводства, животноводства, а также переработки сельскохозяйственной продукции.

 

На данный момент решаются задачи по ускоренному импортозамещению на внутреннем рынке и повышается уровень продовольственной безопасности страны. Отражаются ли эти перемены на деятельности и результатах работы вуза?

- Подготовка кадров, обладающих сформированными компетенциями в обеспечении продовольственной безопасности и импортозамещения продовольственных товаров, безусловно, наша приоритетная задача. К наиболее существенным переменам в нашей деятельности, направленных на ее решение, относится последовательное выстраивание системы многоуровневого сотрудничества между вузом и факультетом как его структурным подразделением, с одной стороны, и ведущими предприятиями АПК региона, с другой. Система сотрудничества и взаимодействия включает совместную с работодателями деятельность по подготовке кадров, оценке и сертификации профессиональных квалификаций, трудоустройству выпускников, апробации и внедрению разработок сотрудников и обучающихся в системе совместной инновационной деятельности. Логичный результат этой деятельности – востребованность выпускников на рынке труда и их профессиональный рост, который мы с удовольствием и удовлетворением отслеживаем.

_____________________________________________________________________________________

 

Развитие аграрного кластера - приоритетное направление  работы депутата Государственной Думы РФ Сергея ЧИЖОВА. На реализацию государственных программ в Воронежской области, благодаря содействию парламентария, защищающего  интересы жителей региона, в текущем году предусмотрено почти  4 миллиарда рублей. В ответ на меры господдержки  сельское хозяйство демонстрирует рекордные сборы урожая и положительную динамику по основным показателям. Особое внимание депутат уделяет кадровой составляющей отрасли, где ведущая роль несомненно принадлежит Воронежскому государственному аграрному  университету.

- Факультет технологии и товароведения вносит весомый вклад в развитие ВГАУ  и ведет большую работу по подготовке специалистов высшей квалификации для базовой отрасли отечественной экономики.   Профессионализм, неустанное самосовершенствование в своем деле, открытость инновациям и активное участие в
научной, образовательной, общественной жизни вуза создают основу поступательного развития сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности и обеспечения продовольственной безопасности.

______________________________________________________________________________________

 

ВГАУ активно задействован в научных исследованиях, в том числе и с участием студентов. Каковы направления научных исследований на факультете технологии и товароведения? Какое участие в них принимают студенты? Насколько востребованы результаты этой деятельности?

- Кафедры, входящие в структуру факультета, участвуют в выполнении комплексной госбюджетной научно-исследовательской работе на тему «Разработка инновационных технологических процессов производства и переработки сельскохозяйственного сырья, оценка качества и безопасности продовольственных товаров и объектов окружающей среды».

На факультете активно функционируют две зарегистрированные научные школы. Одна из них, под руководством доктора сельскохозяйственных наук, профессора В.И. Манжесова  трудится над разработкой  современных  технологий хранения сельскохозяйственной продукции и развитием производства  продуктов питания повышенной пищевой и биологической ценности. Здесь же проходят  исследования факторов, формирующих качество и функциональную направленность продуктов питания (возглавляет профессор  Н.М. Дерканосова Н.М.) и изучение реализации биопотенциала ресурсов перерабатывающих отраслей АПК на основе методов биотехнологии и пищевой комбинаторики (курирует профессор И.А. Глотова). Доктор химических наук, профессор А.В. Шапошник  возглавляет школу, направленную на разработку экологического мониторинга окружающей среды, очистки воды и природных объектов от примесей.

Залогом успешной деятельности научных школ факультета является органичное сочетание опыта зрелых ученых и энергии молодых, преемственность научных исследований и опытно-конструкторских работ в ряду: обучающийся бакалавриата – магистратуры – аспирантуры – докторантуры. Результативная деятельность научных школ факультета имеет в основе активную работу совместную работу преподавателей и студентов в студенческих научных кружках, на студенческих научных конференциях и конкурсах научных работ разного уровня – внутривузовском, региональном, межвузовском, международном.

Молодые ученые факультета – участники и призеры ежегодного межвузовского конкурса инновационных проектов «Кубок инноваций», программы «У.М.Н.И.К» (участник молодежного научно-инновационного конкурса). Состоявшаяся в октябре  агропромышленная выставка «Золотая осень-2018», проходящая под эгидой Министерства  сельского хозяйства РФ, также принесла нам награды. «Инновационные разработки в области переработки и хранения сельскохозяйственной продукции» наших молодых ученых – авторов проектов в области технологии и переработки сельскохозяйственной продукции (белковые препараты рапса и подсолнечника; пробиотические продукты с селеносодержащими коллагеновыми и злаковыми добавками; натуральные пищевые красители из листовой массы амаранта сорта Валентина и полученные на их основе кондитерские изделия) заслуженно получили золото. Серебряной медалью всероссийского конкурса отмечены проекты «Биотехнология селенсодержащих коллагеновых и злаковых добавок и их применение в технологии пробиотических продуктов» (авторы Галочкина Н.А., Глотова И.А.), «Разработка способа получения натуральных пищевых красителей из листовой массы амаранта сорта Валентина и их применение в технологии кондитерских масс» (авторы Зайцева И.И., Лупанова О.А., Пономарева Т. В., Дерканосова Н.М., Гинс В.К., Гинс М.С.). Золотая медаль вручена за проект «Разработка импортозамещающей технологии белковых препаратов рапса и подсолнечника» (авторы Кубасова А.Н., Манжесов В.И.).

Стоит упомянуть  о перспективном проекте в рамках Агентства стратегических инициатив (АСИ) - ФУДНЕТ. Его развитие на региональном уровне курирует Департамент экономического развития Воронежской области. Мы имеем хороший задел для развития индивидуально-персонализированного питания, организации производства пищевого и кормового белка на основе альтернативных источников сырья (например, рапсовый и подсолнечный жмых и шрот, псевдозлаковые культуры).

 

Воронежская область по итогам восьми месяцев текущего года заняла третье место в стране по производству свинины и четвертое – по объемам  молока и говядины.  Это ли не  показатель работы преподавательского состава ВГАУ?

 

Каким был конкурс при поступлении в этом году? Каким абитуриентам отдается приоритет? Как работает система мотивации студентов?

- Конкурс на направления подготовки, реализуемые на факультете, существенно вырос по сравнению с 017 годом. Это связано с ростом престижа аграрного образования в результате реализации приоритетов государственной политики в сфере развития АПК. Качественное сельскохозяйственное образование – это залог успеха выпускника и на рынке труда, и при создании собственного дела в области агробизнеса. Отсюда – и проходной балл на уровне 150- 180, варьирующийся в зависимости от направления подготовки, реализуемой на факультете и демографических показателей года.

При равной сумме баллов приоритет имеют те абитуриенты, у которых выше балл по профильной дисциплине. Для направления «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» это биология, для направления «Продукты питания из растительного сырья» - физика, для «Товароведения» - обществознание. Как
видите, на факультете поступают абитуриенты и успешно обучаются со склонностью к разным видам и объектам профессиональной деятельности.

Правила приема вуза учитывают также индивидуальные достижения абитуриентов. Баллы, начисленные за индивидуальные достижения, включаются в сумму конкурсных баллов и могут сыграть свою роль при равенстве критериев ранжирования списков поступающих. Детально с правилами приема можно познакомиться на сайте вуза.

Факультет технологии и товароведения живет полнокровной жизнью. Студенты не только учатся, но и с увлечением занимаются научно-исследовательской работой, спортом, художественной самодеятельностью. К обучению студенты мотивированы прежде всего системой социально-воспитательной работы в вузе и на факультете. Это система поддержки для социально незащищенных категорий обучающихся, молодых семей, молодых мам и т.д. Это - наличие дополнительного стипендиального фонда для отличившихся в разных «номинациях». Наконец, это участие в стипендиальных конкурсных программах ряда агропромышленных компаний – «ЭкоНиваАгро», «Мираторг», «Каргилл». Возможностей много, как и индивидуализированных образовательных траекторий.

Какова численность студентов? Есть ли в планах задачи по расширению тематики факультета?

- Контингент дневного отделения почти 450 человек, заочного – более 500. Сегодня востребованы  квалифицированные кадры, способные быть не только организаторами и технологами производства, но и предпринимателями, владеющими методикой анализа и прогнозирования хозяйственной деятельности, менеджментом и маркетингом. В связи с этим мы ведем обучение по программам  бакалавриата,  магистратуры,  аспирантуры, причем по широкой тематике исследований.

Наш факультет  активно поддерживает многоуровневую систему  аграрного образования.  На базе школ Воронежа, Боброва и Лисок  воплощается в жизнь проект «Агрокласс» совместно с крупным холдингом ЭкоНива. Ведущие преподаватели ВГАУ привлекают будущих выпускников на курсы профильных дисциплин, где ребята подробно знакомятся с  широкими возможностями  работы в АПК.

Не первый год   старшеклассники и студенты колледжей становятся лучшими в международном  творческом  конкурсе «Химия и биология — основы жизни».  Познавательные поездки от ВГАУ в качестве приза уже стали доброй традицией мероприятия. К примеру,  в 018 году призеры отдыхали на море в Крыму, а ранее посещали страны Западной Европы. Кстати, хорошие  результаты  дают еще и право на получение дополнительных баллов за индивидуальные достижения при поступлении в наш вуз.

Обучение на факультете осуществляется на основании государственных образовательных стандартов  третьего поколений. Что это значит для студентов?

- «Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя.

Особенность реализуемых сегодня образовательных стандартов состоит в том, что в образовательных программах предусмотрена базовая подготовка на первых курсах обучения с приобретением обучающимися универсальных компетенций, например, в области производства и переработки сельскохозяйственной продукции или инженерного дела, в зависимости о направления подготовки. На старших курсах ребята проходят углубленную практико-ориентированную подготовку, с привлечением работодателей к реализации образовательных программ. Таким образом, обеспечивается сочетание получения теоретических знаний с приобретением практических навыков и умений на производстве.

Каково мнение преподавательского состава по поводу введения профстандартов? Планируется, что ФГОСы будут перестроены в соответствии с профстандартами. Нужны ли эти нововведения?

- Начнем с того, что такое профессиональный стандарт. Это - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Теперь давайте ответим на вопрос: какова цель подготовки обучающегося в вузе? Если это – подготовка его к осуществлению того или иного вида профессиональной деятельности, то критерием оценивания эффективности деятельности вуза является степень соответствия выпускника требованиям профстандарта. Так что двух мнений тут быть не может. Эти нововведения необходимы для повышения эффективности работы аграрных вузов в основной, хотя и не единственной, сфере их деятельности – учебной.

С превращением качества рабочей силы в важное конкурентное преимущество на уровне компаний, отраслей  формируются национальные системы квалификаций, как механизм согласования спроса на квалификации работников со стороны работодателей на основе текущих и перспективных требований, сформулированных в терминах таких критериев, как характер знаний, умений и компетенций.

Ежегодное проведение художественно-профессионального конкурса «Товаровед-шоу» стало доброй традицией. Каковы его цели? Что он дает студентам?

- Это – один из примеров, как преподаватели кафедры технологии и товароведения неформально решают задачу формирования у студентов общекультурных и профессиональных компетенций. Он, разумеется, не единственный. На решение этой же задачи направлены и другие неформальные мероприятия, проводимые совместно сотрудниками, преподавателями и студентами этой кафедры. Например, олимпиада по товароведению «Экологическая безопасность сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров». Их девизом служат слова: «Товаровед — это и знания и призвание». А о том, какое море положительных эмоций и позитива в отношении приобретаемой ребятами профессии приносят эти мероприятия, можно понять, услышав ее стихотворную характеристику:

«Он товар любой изучит,

На сорта все разберет,

Покупателям поможет,

Чтоб доволен был народ!

Где тут брак и где подделка?

Он на все найдет ответ.

Вы, конечно, догадались:

Это наш товаровед»

А если в прозе, то такие художественно-профессиональные конкурсы позволяют студентам приобрести навык коллективного решения ситуационных задач, приобрести навыки коммуникативной компетентности, общения с аудиторией, что, безусловно, необходимо в их будущей профессиональной деятельности, чтобы она была успешной.

Приближение учебного процесса к потребностям реального производства требует прямых контактов с предприятиями. С какими из предприятий сотрудничество стало традиционным?

- В реализации учебного процесса мы взаимодействуем с не одним десятком компаний. Высокотехнологичная производственная  база для лабораторных  занятий, экскурсии, блок практик, предложения  по формированию и корректировке  программ подготовки обучающихся, содействие  трудоустройству – только часть списка сотрудничества с  партнерами.  В стенах вуза  регулярно проводятся дни ГК «Черкизово», ГК «Мираторг», где  студенты  напрямую выясняют возможности  карьерного роста, требования к сотрудникам.

 



Спрос большинства работодателей направлен на получение готового высококвалифицированного  специалиста. Это ставит перед вузами новые задачи

 

Каким перспективным направлениям производства уделяется внимание при изучении дисциплин?

- Перспектива в области производства и переработки сельскохозяйственной продукции принадлежит сквозным аграрно-пищевым технологиям. При производстве сельскохозяйственной продукции будущее принадлежит органическому земледелию и животноводству, при этом необходимо прижизненное дозированное обогащение сельскохозяйственной продукции макро- и микроэлементами, витаминами, биологически активными веществами с учетом индивидуальных потребностей того, кому эта продукция в переработанном виде попадет на стол. В соответствии с этими перспективами мы и выстраиваем образовательные траектории обучающихся.

Как прослеживается трудоустройство выпускников после получения диплома? Как сказывается отмена обязательного распределения выпускников на кадровом обеспечении аграрного кластера? Как Вы оцениваете подготовку своих выпускников?

- На уровне вуза и деканата факультета технологии и товароведения ведется банк данных наших выпускников. Однако, как правило, контакты сохраняются и поддерживаются – и на уровне информационно-консультационной деятельности, и в форме дополнительного профессионального образования, и, конечно же, во время выездных занятий и экскурсий на предприятия отрасли, где, наряду с формированием общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся, эффективно проводится и профориентационная работа.

Ее цель - привлечь к поступлению в вуз молодых людей, определившихся с выбором своего профессионального пути. Акцент сделан на молодежи, желающей работать в сельском хозяйстве, стать конкурентоспособными специалистами, умеющей и желающей организовать эффективное производство и переработку сельскохозяйственной продукции, обустроить село, создать условия для труда и отдыха своего окружения. Результаты мониторинга деятельности вуза путем многокритериального ранжирования показателей эффективности, в том числе данных по трудоустройству выпускников, говорят о том, что в этом направлении мы находимся на верном пути.

Как в целом оцениваете вклад факультета в развитие сельскохозяйственной отрасли?

- Считаю, что факультет – важное звено в подготовке кадров для предприятий аграрного сектора экономики. Факультет всегда оперативно реагировал на его требования к образовательным программам и качеству оказываемых образовательных услуг. На сегодня экономически целесообразным и эффективным с позиций организации учебного процесса подходом является переход на многоуровневую систему агарного образования на базе тесного сотрудничества с профильными предприятиями АПК. Перспективы факультета – открытие новых направлений подготовки в области пищевых технологий, развитие малых перерабатывающих производств.  А выпускники  -  гордость и  оплот России!

Анжелика Шилина
239-09-68
36glch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели