Аграрный "детектив". Как воронежские крестьяне затеяли реформу и чуть не угодили на каторгу
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Аграрный "детектив". Как воронежские крестьяне затеяли реформу и чуть не угодили на каторгу

19 ноября 2014 / просмотров – 2813
Истфакт

Многие жители нашего края пытаются восстановить свою родословную. К сожалению, найти документальные сведения непросто, ведь в войну значительная часть архивных материалов была утрачена.* Однако если основательно поработать с фондами хранилищ, можно обнаружить немало полезной информации «в тему». Так, историку Владимиру Размустову удалось разыскать данные, которые не только проясняют судьбу его прадеда, но и добавляют любопытные детали в летопись известных событий прошлого. Побеседовав с Владимиром Борисовичем, мы узнали подробности одного сельского «мятежа», а также о том, как в личном деле его предка оказался автограф знаменитого дореволюционного губернатора Бибикова.

По следам деревенских бунтарей
По семейному преданию считалось, что прадед нашего респондента по материнской линии – крестьянин Тит Плотников сгинул в 1906 году, то есть в самом разгаре первой революции. Воронежская губерния тогда лидировала по числу сельских волнений в стране. Сведения об этих акциях протеста хранятся в Госархиве области. Речь о громадном массиве документов, среди которых материалы судебных приставов, рапорты уездных исправников, резолюции из «вышних сфер»… Нашлось здесь дело и об аграрных беспорядках в сельце Лосево, уроженцем которого был предок Владимира Борисовича.
Сельцом при «старом режиме» называли небольшое поселение без своей церкви, близкое по укладу к деревне. Лосево относилось тогда к Землянскому уезду.** Здесь в июле 1906 года произошли события, которые, как сейчас принято говорить, вызвали общественный резонанс.
«Вредная агитация»
Вот, что рассказывают об этом документы.
Представитель местных полицейских органов – землянский исправник рапортует губернатору о «вредной агитационной деятельности крестьян сельца Лосева». Он же информирует об их аресте 19 июля 1906 года и заключении в уездную тюрьму. В числе обвиняемых назван прадед нашего собеседника Тит Плотников.
Кроме того, в сообщении упоминается Положение усиленной (чрезвычайной) охраны. Это особый правовой статус местности, который она получала во время гражданских волнений. Законодательным основанием для его введения служил документ,*** принятый в 1881 году, вскоре после убийства Александра II. Мера считалась временной, но постоянно продлевалась и, по сути, действовала до 1917 года. На практике ее применение означало наделение местных властей спецполномочиями. К примеру, губернатор мог назначить нарушителю административную высылку сроком от года до пяти лет. Как раз такое наказание получили обвиняемые из Лосево по итогам «переписки» исправника и его превосходительства. И, надо сказать, они легко отделались, потому что, судя по документам, которые находятся в другом хранилище, им грозили чуть ли не каторжные кандалы!
Как селян попытались «превратить» в погромщиков
В областном Госархиве общественно-политической истории хранятся обвинительные акты в отношении участников крестьянских волнений. Одно из постановлений напрямую связано с событиями в Лосево. Любопытно, что об этом деле рапортует младший кандидат судебной палаты, то есть стажер, недавний выпускник юридического факультета. Он сообщает, что 200 крестьян явились в имения трех помещиков и требовали, чтобы те сдали им в аренду землю. По логике молодого специалиста, эпизод тянул на «участие в публичном скопище».
Данный термин появился в Уложении о наказаниях в конце XIX века. В то время судебная власть столкнулась с делами о «еврейских погромах» и выяснилось, что это деяние подходит только под одну статью – «буйство в публичных местах». А она предусматривала слишком легкую меру наказания. Пробел восполнила статья «об ответственности за нападение одной части населения на другую». Под нее попадали участники «толпы случайно соединившейся для общих действий» или, если короче – «публичного скопища», которые совершали тяжкие преступления против личности и собственности. За это была предусмотрена ссылка в Сибирь, а при сопротивлении властям – каторжные работы сроком до 8 лет. К вожакам «скопища» могло применяться еще более длительное наказание.
Такую суровую статью «шил» крестьянам стажер, причем в его документе Плотников был назван уже в числе организаторов. Однако обошлось. То ли потому что суды были перегружены, а, может, потому что дело попало в более опытные руки, но обвинение, грозившее каторгой, ход не получило.
«Магарычевое дело»
В действительности все было совсем не так страшно, как представлял молодой юрист. В результате изучения документов оказалось, что в Лосево произошел, по сути, хозяйственный конфликт.
Дворяне, к которым явились крестьяне, были владельцами имений, где активно применялся наемный труд. Арендаторами и работниками у них были чужаки из других деревень, что местные жители считали несправедливым. До них доходили слухи о волнениях во многих губернских селах. Поэтому они и отважились заявить о своих претензиях на аренду. Причем решение лосевские реформаторы принимали всем миром, а потому считали его вполне законным. Будучи уверенными в своей правоте, они отправились к помещикам (потом самые грамотные из делегатов, то есть староста и писарь, которым как раз был Плотников, были названы организаторами беспорядков).
Для дворян эта акция оказалась неожиданной. Впрочем, особо разбираться в ситуации никто не стал. Один из них распорядился дать крестьянам денег на два ведра водки – видимо, чтобы разрядить обстановку. Те разошлись, но жест помещика поняли по-своему. Дело в том, что на селе магарыч был способом расчетов и чем-то вроде штрафа, который налагался на провинившихся. Делегаты рассудили – раз барин «проставился», значит принял условия, и позже стали настаивать на их выполнении. Они и не подозревали в какой «детектив» выльется эта история…
Спасительная резолюция
В итоге крестьяне были высланы в Царицын и провели там год. Все это время об их возращении ходатайствовали семьи, оставшиеся без кормильцев. Их поддержали односельчане, которые направили прошение на имя губернатора Михаила Бибикова. В итоге все завершилось благополучно. Сохранилась резолюция его превосходительства, где высланным разрешается вернуться на родину. Выходит, Плотников не сгинул во время первой революционной бури! Кроме того, нашелся документ, подтверждающий, что он жил в Лосево и в более позднее время. Умер он уже при новой власти. Его сын и дед нашего рассказчика Иван в 1918-м вступил в Красную армию, после Гражданской трудился в Воронеже. Особая глава его жизни связана с отрядом народного ополчения, который участвовал в героической обороне Чижовского плацдарма. Иван Плотников был одним из руководителей этого знаменитого отряда…

*В частности, речь о ценном источнике информации по родословию крестьян – церковных метриках. В них велся учет актов рождения, крещения, бракосочетания, смерти. В Воронеже от этих метрик мало что осталось.
** Сейчас это село относится к Семилукскому району.
***«Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия».

Интересна судьба прадеда Владимира Размустова по отцовской линии – Венедикта. Он был уроженцем Ярославской губернии, но благодаря своему увлечению конскими бегами много путешествовал. За стиль езды, которому он обучился у иностранных жокеев, его прозвали Американцем. А сам он называл себя Размустро (искаженная фамилия его жены, которая была родом из Финляндии). Отсюда фамилия Размустов.

Имя губернатора Михаила Бибикова прогремело на всю страну, когда в 1908 году на него совершила покушение эсерка Мария Федорова. Она и ее соратники ставили в вину Бибикову суровые меры против участников революционного движения и волнений на селе. Однако в деле крестьян, о которых идет речь в статье, губернатор проявил гуманность.

На фото: сын Тита Плотникова Иван, участник героической обороны Чижовского плацдарма (снимок 1943 года); Иван Плотников в юности (снимок 1916 года); резолюция губернатора Бибикова. Фотографии из личного архива Владимира Размустова.

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели