Как «рабочий парень» стал звездой поколения
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Как «рабочий парень» стал звездой поколения

14 декабря 2010 / просмотров – 2203
Истфакт
В наши дни артиста Николая Рыбникова, наверное, называли бы секс-символом. Открытки с его портретами выходили огромными тиражами и моментально раскупались поклонницами. Каждая премьера фильма собирала невероятные очереди в кино. Но в середине прошлого века, когда Рыбников был в зените славы, в СССР титул «секс-символ» хождения не имел.
Впрочем, яркий талант и удивительное обаяние явно выходили за рамки преходящего «статуса». 13 декабря ему бы исполнилось 80 лет.
А родился Николай Николаевич Рыбников (1930 – 1990) в старинном городке Борисоглебск Воронежской области. Так что мы имеем право считать его своим земляком! Правда, в родном городе будущий актер провел только детские годы. Но обо всем – по порядку.

«Роль врача мне не удалась»
Рыбников был выходцем из обычной рабочей семьи. Его отец погиб на фронте в начале Великой Отечественной, а юный Николай испытал все тяготы военного детства. В вихре войны он вместе с матерью и младшим братом оказался в Сталинграде. Но вскоре Рыбниковы были вынуждены покинуть город, пылающий под вражескими бомбежками. Позже вернулись на пустыри и развалины. Мать работала прачкой, Николай трудился в поле. Но, несмотря на все испытания, учился Рыбников очень хорошо. Получил специальность в железнодорожной школе, затем поступил в медицинский институт. Медицину он выбрал в память об отце, мечтавшем, чтобы Николай стал хорошим доктором. Но спустя 2 года забрал документы из вуза. Уже будучи известным актером, Рыбников так прокомментировал это решение: «Роль врача мне не удалась…»

От Макара Нагульного до Петра Первого
Дело в том, что он с детства мечтал стать артистом. Играл в самодеятельных спектаклях, получил признание режиссеров местного драмтеатра и даже был введен в его вспомогательный актерский состав. Но всего этого Рыбникову было мало.
В 1948 году он подал документы во ВГИК, выдержал высочайший конкурсный отбор и поступил в мастерскую выдающихся деятелей советского кино и театра – режиссера Герасимова и актрисы Макаровой.
Слухи о невероятной инициативе советского правительства достигли компетентных органов. Заигравшиеся юмористы предстали перед следователем
Уже во время учебы Николаю удалось добиться успеха в самых разноплановых ролях на студенческой сцене. Он играл стендалевского Жюльена Сореля в «Красном и черном» и Макара Нагульного в «Поднятой целине», Хлестакова и Петра Первого. Кстати, о рыбниковском Петре во ВГИКе до сих пор ходят легенды. Говорят, что молодой артист буквально «купался» в этой роли и именно его великолепная игра обеспечивала спектаклю неизменные аншлаги. А еще Рыбников прославился в институте… своими хулиганскими розыгрышами. Правда, один из них едва не пустил под откос его актерское будущее, а может и всю жизнь.

Как артист едва не попал в тюрьму
В конце марта 1951 года Рыбников спрятался в шкафу одной из комнат студенческого общежития, предварительно захватив подключенный к радиоприемнику микрофон, и голосом Левитана зачитал «правительственное постановление» о снижении розничных цен. Согласно этому сообщению с 1 апреля продукты дешевели в 5 раз, водка в 7 раз, а спички с солью и вовсе должны были отпускаться бесплатно. Студенты (а друзья шутника заранее собрали в комнате большую компанию) встретили «новость» громовым: «Ура товарищу Сталину!» Вскоре слухи о невероятной инициативе советского правительства облетели всю округу и …достигли компетентных органов. Заигравшиеся юмористы предстали перед следователем. А ведь в то время был еще жив Сталин и многие получали серьезный «срок» и за более безобидные вещи. Тут же запросто можно было приплести «антисоветскую пропаганду». Но, видно, ребята родились в рубашке: следователь оказался с пониманием и уголовного дела заводить не стал. В качестве наказания хулиганов исключили из комсомола, а организатора «акции» Рыбникова решили к тому же выгнать из ВГИКа. Но руководство института взяло его на поруки, и дело закончилось выговором. Годы спустя Петр Тодоровский использовал эту историю как основу сюжета своего фильма «Какая чудная игра». Правда, в кино ее итог оказался куда более печальным.

«Не кочегары мы, не плотники…»
Но настоящую славу Рыбникову принес кинематограф. «Весна на заречной улице», «Высота», «Девушка без адреса», «Девчата». Эти фильмы, в которых ему удалось создать невероятно обаятельный образ «рабочего парня», с которым и в разведку, и в «светлое будущее», и в то же время – романтика, способного на красивые поступки, не перестают пользоваться зрительской любовью до сих пор. Не забываются и простые, сердечные строки песен рыбниковских героев про родную улицу и монтажников-высотников. Хотя уже давно и герои иные, и песни.
В плену у режиссерских стереотипов
Однако этот же образ сыграл с актером злую шутку. Как говорили коллеги Рыбникова по цеху, «ему были по плечу и Шиллер, и Шекспир, а играть предлагали только бригадиров-ударников». Он отчаянно пытался бороться со стереотипами, берясь за роли отрицательных героев. И они ему удавались с такой же убедительностью, как и более привычные для режиссеров и зрителей образы в «рабочем амплуа». А сыгранная актером уже в зрелые годы эпизодическая роль соседа в фильме «Выйти замуж за капитана» продемонстрировала его недюжинный комедийный талант. Но с годами ролей становилось все меньше. И положительных, и отрицательных… Умер актер, не дожив до полтора месяца своего 60-летия. Лег спать и не проснулся. Врачи сказали – не выдержало сердце.
Между прочим
•По воспоминаниям режиссеров, актеру-Рыбникову были по плечу любые подвиги. Играя монтажника, он спускался без дублеров по канату с 60-метровой высоты. Для кинопроб в фильме «Девчата» похудел на 20 килограммов.
•Актер обладал таким же независимым характером, как и его герои. Он никогда не заигрывал с властью, не боялся сказать правду начальству. А однажды, во время встречи Хрущева с интеллигенцией, когда тот начал поучать артистов, как работать, Рыбников выкрикнул с места: «Никита Сергеевич, расскажите лучше про Кубу!» Тогда от неприятностей актера спасла министр культуры и большая поклонница Николая Николаевича Екатерина Фурцева, сумевшая убедить взбешенного Хрущева, что Рыбников просто …неловко выразил интерес к его умелым методам руководства внешней политикой.
Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели