Штраф и компенсация за погрешность в счетах на ЖКУ
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Штраф и компенсация за погрешность в счетах на ЖКУ

27 марта 2019 / просмотров – 834
Прием

В разгаре деятельность депутатов Госдумы в формате региональной недели. Основным пунктом в графике парламентария от Воронежской области Сергея Чижова, является контроль работы, которая проводится с обращениями граждан. За последний месяц в его приемные поступили обращения, касающиеся улучшения жилищных условий, пенсионного обеспечения, взыскания денежных средств и списания банковских долгов, благоустройства городской среды и медобслуживания. К сожалению, по-прежнему много проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

«Некорректные» долги
Галина Митрофановна лишилась компенсации платы за коммунальные услуги. Для пенсионерки, да еще инвалида 2 группы это настоящая трагедия. Причем даже не столько денег жалко, сколько обидно – льготу ей отменили из-за мифической задолженности, недоразумению, возникшему не по ее вине.
Никогда никаких проволочек по платежам у нее не было. А тут вдруг управляющая компания и ресурсоснабжающая организация выставили ей, как позже прозвучало в суде, «некорректные начисления» за холодное водоснабжение и водоотведение. Не трудно догадаться, что некорректность счетов была направлена не в пользу потребителя.
Женщина сразу обратилась в районную УК с просьбой исключить сведения о ее задолженности и сделать перерасчет. Но ей в этом отказали, вернее, с ней толком разговаривать никто не стал, не говоря уже о том, чтобы вникнуть в положение пенсионерки и сразу разобраться в случившемся. В отчаянии она была вынуждена обратиться в общественную приемную «Единой России» депутата Государственной Думы от Воронежской области Сергея Чижова.
Поскольку в управляющей организации решить этот вопрос не пожелали, было принято решение готовить пакет необходимых документов для подачи искового заявления в суд.
Как выяснилось, между поставщиком коммунальной услуги и управляющей компанией было заключено соглашение о порядке перевода денежных средств, согласно которому УК обязалось, в частности, перечислить за Г.М. Зимину 2316 рублей, а РСО, в свою очередь, должно было провести перерасчет на указанную сумму. Но на момент заключения соглашения, на основании информации о состоянии лицевого счета квартиры Галины Митрофановны и единых платежных документов УК, сумма задолженности потребителя по каждому виду коммунальной услуги была рассчитана некорректно, исходя из частично неоплаченной суммы. То есть, это коммунальщики не полностью вернули деньги поставщикам, а не пенсионерка.
Спорные ситуации по предоставлению коммунальных услуг подпадают под действие жилищного законодательства. Исходя из этого, подобные вопросы относятся к жилищным правоотношениям, на которые распространяются положения Закона РФ от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей».
Поскольку статья 4 Закона о защите прав потребителей обязывает исполнителя оказать услугу, соответствующую по качеству условиям договора и обычно предъявляемым требованиям, этой обязанности соответствует право потребителя на получение качественной услуги. Следовательно, нарушение этого права влечет за собой ответственность в виде возмещения морального вреда.
Чти права потребителя!
В соответствии со статьей 15 Закона о защите прав потребителей моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения его прав, подлежит компенсации при наличии вины исполнителя. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Согласно статье 1101 Гражданского кодекса РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины исполнителя случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств дела и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В соответствии с пунктом 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, он не может быть поставлен в зависимость от стоимости услуги или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться с учетом характера причиненных ему страданий, исходя из принципа разумности и справедливости.
Компенсация за слезы
В ходе разбирательства суд пришел к выводу, что управляющей компанией необоснованно была начислена Г.М. Зиминой задолженность по оплате коммунальных услуг, так как согласно представленным квитанциям, ею производилась плата за коммунальные услуги в полном объеме.
Из материалов дела также видно, что истица, являясь инвалидом 2 группы, ранее получала компенсацию на оплату жилищно-коммунальных услуг. Однако выплата компенсации была приостановлена на основании долга, выставленного ей УК.
В ответ на обращение Зиминой в районное Управление социальной защиты ей даны письменные разъяснения, что субсидия может быть оформлена с момента ее обращения с полным комплектом необходимых документов, а также при условии погашения задолженности.
Таким образом, с учетом продолжительности нарушения прав потребителя, степени виновности ответчика, характера причиненных Галине Митрофановне нравственных переживаний и физических неудобств, суд посчитал возможным удовлетворить ее требования о взыскании морального вреда с управляющей компании в размере 2000 рублей. Суд считает указанную сумму разумной и справедливой, так как о каких-либо негативных последствиях пенсионеркой не заявлено, доказательств этого не представлено.
Также, согласно пункту 6 статьи 13 закона о защите прав потребителя при удовлетворении судом требований потерпевшей стороны, суд взыскивает с исполнителя за неисполнение в добровольном порядке законных требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Как установлено судом, УК отказалась в добровольном порядке удовлетворить требования Зиминой, следовательно, с ответчика подлежит взысканию штраф в пользу истца в размере 1000 рублей.
Кроме этого, государственная пошлина на основании части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ взыскивается в бюджет с ответчика в размере 300 рублей.
В итоге в управляющей компании были вынуждены произвести перерасчет, исключить спорную сумму за неправильные начисления, а также выплатить пенсионерке-инвалиду в общей сложности 3 тысячи рублей.
«К сожалению, в жизни чаще бывает наоборот - потребителям коммунальных услуг приходится мириться с несправедливостью и оплачивать огрехи коммунальщиков. – Отмечает депутат Госдумы Сергей Чижов. - Это происходит потому, что многие не знают законов и не умеют применять правовые рычаги защиты своих прав. Однако одной из приоритетных задач современного российского общества является повышение правовой культуры и правосознания граждан. На примере решения проблемы одного отдельного человека, не зависимо от суммы вопроса, наши граждане должны увидеть, что законодательство работает, поэтому его необходимо изучать и активно применять при необходимости».

Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели