Сделано в Воронеже: в поисках регионального бренда
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Сделано в Воронеже: в поисках регионального бренда

20 июля 2017 / просмотров – 2525
Городская жизнь

В обществе существует множество представлений о территориях, будь то страны, города, поселки. При упоминании Казани на ум приходит Федор Шаляпин, Выборга – средневековые европейские здания, Суздаля – древнерусские церкви. Все эти и другие устоявшиеся представления о городах и весях, базирующиеся на впечатлениях туристов, литературе, кинематографе, информации из СМИ, складывались стихийно. Однако в последнее время формирование имиджа территорий становится сознательным и целенаправленным процессом.

Сегодня имидж территории, ее репутация и наличие узнаваемых брендов являются важнейшими ресурсами для формирования партнерских отношений и основополагающими факторами ускорения социально-экономического развития. Запоминающийся положительный образ способствует повышению уровня и качества жизни населения, привлечению инвестиций, расширению рынков сбыта продукции региональных производителей, созданию новых рабочих мест и росту привлекательности в глазах туристов.

«Визитные карточки» других регионов

Тем не менее, далеко не все регионы нашей страны активно вовлечены в маркетинг территории. В основном, в силу отсутствия неких уникальных природных объектов, масштабных культурных мероприятий или градообразующих предприятий. Однако грамотная стратегия брендинга может выстраиваться и в скудных по уровню имиджевого потенциала населенных пунктах.

Достаточно вспомнить Великий Устюг, объявленный в 1999 году родиной Деда Мороза: только за первые три года реализации проекта число туристов, посетивших город, выросло с двух до тридцати двух тысяч. А рекорд был зафиксирован Домом Деда Мороза в 2009 году – более двухсот тысяч туристов за год.

История знает и другие примеры искусственного создания региональных брендов, не базирующихся на исторических событиях или устоявшихся традициях.

Крохотный город Мышкин в Ярославской области, благодаря тиражируемой легенде о его основании уже многие годы извлекает прибыль из образа мыши. Городок с населением менее шести тысяч человек ежегодно посещают более ста сорока тысяч туристов. В нем открылись тематические рестораны, гостиницы, музеи. Местные ремесленники изготавливают сувенирную продукцию, изображающую мышей и, конечно, проводят платные мастер-классы по лепке, ковке, валянию из шерсти.

Но чаще всего бренд возникает самопроизвольно (например, озеро Байкал как основная достопримечательность Иркутской области и Бурятии) и нуждается в последующей рекламной кампании.

Вопрос важности продвижения бренда территории поднял в своем выступлении на ПМЭФ-2017 губернатор Тульской области Алексей Дюмин. «Главная составляющая регионального бренда – продвижение, приумножение того, чем мы гордимся, того, что нам досталось по наследству», – заявил он.

Иные «визитные карточки» регионов формирует наукоемкий бизнес. Как, например, стартовавший в 2012 году проект Иннополис в пригороде Казани, эдакая татарская Санта-Клара для IT-специалистов. В самом молодом городе России проживают студенты, молодые бизнесмены и преданные своему делу сотрудники IT-компаний. Для населения здесь предусмотрены льготные условия проживания и обучения, создана вся необходимая инфраструктура, в частности, детский сад. Особая экономическая зона Иннополис стала своего рода IT-брендом Татарстана, притягивающим ученых и амбициозных студентов.

Дивногорье, Мордасова и котёнок с улицы Лизюкова

Олицетворять населенный пункт способны не только научные достижения или экспортируемые товары, но и бренд-персоналии (Мордасова, Басов, Маршак), бренд-события (Международный Платоновский фестиваль искусств, Всероссийский фестиваль японской анимации), бренд-символы, например, пресловутый котенок с улицы Лизюкова, а также туристические бренды, такие как известное за пределами региона Дивногорье.

Чтобы выяснить, насколько знамениты за пределами Черноземья привычные нам, аборигенам, бренды Воронежской области, мы провели опрос жителей 12 различных регионов России. Выяснилось, что у области как бренда весьма низкая степень узнаваемости. Целевая аудитория знает о существовании региона, о его лидерстве в производстве молочной продукции, о концертах и фестивалях, но более широкого образа, отражающего весь спектр позитивных тенденций Воронежской области, вероятно, еще не сложилось.

И, несмотря на принадлежность городу неких громких имен, большая часть брендов так и остается на локальном уровне. 

Так или иначе, необходимо понимать, что целостный образ территории (не бессистемная совокупность ассоциаций, а идеи, которые можно коммерциализировать) является катализатором развития. Взять хотя бы упомянутую Казань, закрепившую за собой титул не только третьей столицы России, но и звание спортивного центра страны. Многочисленные турниры и соревнования в Казани способствовали модернизации не только спортивной инфраструктуры, но благоустройству города в целом.

 

Справка «ГЧ»

Пальма первенства
В 2015 году издание De Facto представило рейтинг «100 лучших воронежских брендов », составленный маркетинговым агентством «Знак». В конкурсе участвовало более чем 200 брендов различных отраслей, в числе которых пищевая промышленность, здравоохранение, образование, транспорт, строительство. При распределении мест учитывались узнаваемость бренда и степень доверия к нему. Первого места была удостоена Ассоциация «Галерея Чижова».

Топ-5 из рейтинга De Facto

1. Ассоциация «Галерея Чижова»
2. Вкуснотеево
3. Робин Сдобин
4. Максимир
5. Центрторг

Справка «ГЧ»

Искусственные бренды. 26 июня Воронеж посетил поэт и публицист Дмитрий Быков, развенчавший беспочвенное создание имиджа. «Мало того, что Воронеж присвоил Мандельштама, находившегося здесь не по своей воле, а в ссылке, мало того, что Воронеж присвоил Платонова, удравшего отсюда при первой возможности, но еще и Бунин, который о Черноземье наговорил, наверное, самых грубых и несправедливых слов».

Справка «ГЧ»

Изюминка города. Некоторые населенные пункты становятся известны только благодаря деятельности их жителей. 87-летняя Юй Эрмэй из уезда Синьпин города Цзиндэчжень Ван Хаоян в Китае построила дом из фарфора. Снаружи сооружение напоминает шкатулку, изнутри – музей. Для строительства необычного здания ей потребовалось пять лет. Маленький уезд сейчас привлекает туристов со всего мира.

Экспертное мнение

О том, на что опираться при брендинговой кампании нашему региону, «ГЧ» рассказал доктор экономических наук, заведующий кафедрой экономики и управления организациями ВГУ Юрий Трещевский.

«Кроме того, что Воронежская область – агропромышленный центр России, она является транспортно-логистическим коридором по линии Москва – Юг России. Также мы остаемся главными по науке и образованию в Черноземье. Наиболее важно развиваться именно в этих направлениях. Остальное идет уже автоматически, – поясняет Юрий Игоревич. – Как туристический центр Воронеж вряд ли состоится. Есть возможность сформировать рекреационно-туристический комплекс, ориентированный, преимущественно, на население областей ЦЧР. Более перспективны высокотехнологичные торгово-развлекательные комплексы. Будет больше посетителей из соседних регионов. Бренд региона должен постоянно позиционироваться на всех уровнях – в федеральных органах власти, бизнес-структурах, институтах гражданского общества. Нужно вовлечение населения в высокотехнологичные производства, научно-образовательную деятельность. И агрессивная брендинговая политика».

Экспертное мнение

Бренд как отражение наследия

Об имидже региона и необходимых шагах для его формирования наше издание побеседовало с доктором филологических наук, заведующей кафедры связей с общественностью ВГТУ, Надеждой Скрипниковой.
– Что, на Ваш взгляд, представляет собой бренд Воронежской области? Какие ассоциации вызывает слово «Воронеж» и что из этого целесообразно продвигать?
– Здесь можно выделить три основные группы. К первой из них относятся сложившиеся бренды, имеющие давние исторические традиции (например, чернозем). Вторую группу составляют бренды, созданные в регионе за последние два десятилетия воронежскими предприятиями («Мебель Черноземья», «Вкуснотеево», «Галерея Чижова»). Третью группу образуют новые бренды, инициированные региональной властью при участии бизнеса и культурной общественности (Международный Платоновский фестиваль искусств).

Одним из новых брендов Воронежской области является уникальный селекционный центр «Стивенсон – Спутник». Предприятие было создано в 2010 в целях реализации инвестиционного проекта по разведению крупного рогатого скота абердин-ангусской и герефордской мясных пород. Фактически следствием реализации этого проекта и продвижения данного бренда стало конвейерное производство воронежской мраморной говядины.
– Оправданы ли государственные инвестиции в формирование полноценного стратегического брендинга?
– Безусловно. В 21 веке активно формируется «нематериальная» экономика, которая существует за пределами конкретного продукта и создает «символическую добавленную стоимость». В конкуренцию за нее вслед за странами вступают регионы, которым нужны новые рынки и инвесторы, приток туристов. И для этого многие города России используют все ресурсы для продвижения и развития своей территории: проводят инвестиционные форумы, спортивные и культурные мероприятия, создавая тем самым дополнительные возможности для позиционировани

Ольга Такмазьян
239-09-68
36glch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели