Реанимация «скорой помощи»
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Реанимация «скорой помощи»

11 апреля 2010 / просмотров – 1903
Здоровье
Каждый третий россиянин хотя бы раз в год вызывает “скорую помощь”. Всего по стране ее оказывают 276 самостоятельных станций скорой помощи и 2753 – входящих в состав других учреждений. В составе станций работают почти 12 тысяч общепрофильных врачебных, 5,5 тысяч специализированных, более 22 тысяч фельдшерских бригад и 1700 бригад интенсивной терапии. За год выполняется более 47,5 миллионов выездов, в результате которых помощь получают свыше 50 миллионов человек.
А вот другая статистика: дефицит санитаров на скорой составляет 63%, врачей - 49%. Стоимость часа работы врача скорой помощи составляет в среднем по России около 70 рублей. Водитель скорой помощи получает почти столько же, сколько врач. В год на оплату труда медиков скорой помощи тратится 6 миллиардов рублей, а на оплату труда водителей - 9 миллиардов. По существующему законодательству, как ни парадоксально, у станций скорой помощи нет даже своих машин, они относятся к специализированным автобазам. Да и сами станции скорой помощи в целом, оказывается, оторваны от госпитальной системы. В результате складывается ситуация, когда задача бригады скорой помощи – не вылечить больного, а просто довезти его.
Все это приводит к потере времени. А, как известно, скорая помощь, оказанная в первый час, сильно влияет на успешность дальнейшего лечения пациента. Татьяна Голикова сообщила, что в период до 2020 года предлагается поэтапная модернизация системы оказания скорой медицинской помощи для повышения доступности и качества, а также эффективного использования ее ресурсов. Что же изменится?

“Скорая” войдет в больницы
Появление преемственности между догоспитальным и госпитальным этапом - самая главная задача реформы скорой помощи. Ее отсутствие - одна из причин того, что на фоне общего снижения смертности в стране больничная летальность при острых состояниях не снижается. Поэтому в больницах создадут спецподразделения, где больными будут заниматься непосредственно врачи “скорой”. Поступивших пациентов будут классифицировать не по диагнозам, а по тяжести состояния: зона для ходячих и зона для лежачих, через которую прямая дорога в реанимационное отделение и экстренную хирургию. То есть пациенты будут обслуживаться не столько по очереди, сколько по потребности. Отделение скорой помощи будет не только сортировочным пунктом. К этому же отделению будут относиться и палаты краткосрочного пребывания.

Что такое “классификатор вызовов”?
Только 20% звонков по телефону "03" заканчиваются выездом машины "скорой помощи", поскольку россияне часто звонят в "скорую" за советом и поговорить, не зная, куда обратиться. Не для кого не секрет, что "скорая " зачастую подменяет участкового врача. Статистика свидетельствует: это происходит в 16% случаев! Прослеживается отчетливая связь: чем выше в регионе посещаемость поликлиник, тем меньше вызовов “скорой помощи”, и наоборот. Вот почувствовал человек недомогание, однако не спешит на прием в поликлинику, не вызывает врача на дом. Причины разные. В поликлинике постоянно занят телефон, не хочется сидеть в очереди у кабинета врача... А тут, набрал "03" - и помощь придет, причем с доставкой на дом. А в это время ее ждет пациент, которому она жизненно необходима. Поэтому скоро появится документ, разграничивающий поводы для вызова неотложной и скорой помощи.

Водителем будет фельдшер
Обязательно изменение структуры кадрового состава скорой медицинской помощи. Сейчас больше всего на “скорой” средних медицинских работников - 51%, за ними идут водители - 23,4%. На долю врачей приходится всего 12,2%. Однако многие специалисты считают недопустимым, когда в бригаде “скорой помощи” есть только один медик и водитель. В идеале такая бригада должна состоять из пяти человек - врач, два фельдшера, санитар и водитель. Также был бы полезен опыт западных стран, где просто водителей как таковых в службе скорой помощи нет, скорой управляют парамедики (так называют специально обученных водителей, которые могут оказать квалифицированную медицинскую помощь).
Ситуации, когда бригада медиков идет на вызов, а водитель остается ждать их в машине, после реформы не будет. Главный внештатный специалист по скорой медицинской помощи Минздравсоцразвития Сергей Багненко считает, что необходимо расширить образовательный стандарт фельдшера, чтобы тот смог полностью заменить водителя и управлять машиной “скорой помощи”. Однако, отметил Багненко, в этом случае и машины “скорой помощи” должны быть “для езды, а не для ремонта”. Также водитель “скорой” может пройти 72-часовой курс оказания первой помощи и быть санитаром-водителем.

Помощь при ДТП
Оказание скорой помощи на дорогах и при неотложных состояниях сердечно-сосудистой системы Багненко считает приоритетами, которые позволят отладить всю работу скорой помощи в целом. Эти направления названы ключевыми на ближайшие годы в рамках нацпроекта "Здоровья". В частности, по программе "Дорожная травма" до 2013 года во все регионы России будут поставлены реанимобили с необходимым оборудованием для оказания экстренной помощи пострадавшим в ДТП.
Я считаю, что верно выбраны приоритеты. Сосудистые заболевания и шокогенная травма требуют оперативности. Если мы отладим работу «скорой» так, что она будет оказывать эффективную помощь этим категориям больных в первые часы, то она сразу закроет еще много других вариантов патологических состояний, предотвратит развитие других осложнений
- сказал Багненко.
В соответствии с порядком оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП, утвержденным в начале этого года, в каждом городе-миллионнике должны быть травмоцентры первого уровня. Вдоль всех федеральных трасс должны появиться травмоцентры второго уровня через каждые 150 километров. Если такой возможности нет, травмоцентр организуется на базе ЦРБ, где пострадавшему проводятся противошоковые мероприятия. В 2008 и 2009 годах были созданы 115 региональных и 7 федеральных травмоцентров, а в 2010 году в программу профилактики ДТП вступят еще 22 региона. Багненко считает:
Если мы наладим ситуацию с оказанием помощи при ДТП, мы автоматически закроем все остальные проблемы. Так как пациенты будут проходить через те же уже оснащенные травмоцентры и это не потребует дополнительного финансирования.

Складывается ситуация, когда задача бригады скорой помощи – не вылечить больного, а просто довезти его

Главный внештатный специалист по скорой медицинской помощи Минздравсоцразвития России, директор НИИ скорой помощи имени И. И. Джанелидзе (Санкт-Петербург) Сергей Багненко привел данные своей клиники: 26% больных, доставленных бригадами скорой помощи, уходят после госпитальной диагностики домой, 20% больных уходят домой через четыре дня и не нуждаются в инвазивных процедурах. То есть почти половина всех госпитализированных больных не нуждается в хирургическом лечении или сложной терапии, не возможной вне стен стационара.

Также Сергей Багненко настоятельно рекомендовал ввести ротацию кадров между отделением скорой помощи и другими отделениями больницы. По его мнению, помимо повышения квалификации и профессионального развития это благотворно сказалось бы и на отношении врача к работе и к пациентам. И подобного рода практика уже применяется в некоторых регионах, в частности, в Ростове.
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели